Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Переход на ФГОС НОО

ПЕРЕХОД НА ФГОС НОО

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, в том числе и школы нашего города, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Внедрять новые стандарты приходится тем, кто сегодня работает в школе: директорам, завучам, учителям. Чтобы работа по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) прошла более плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы для приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм включает определенную последовательность действий в рамках всей школы. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на среднем и старшем звеньях школы.

Федеральные государственные стандарты установлены в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Новый ФГОС НОО выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным способом формирования УУД. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В нашей школе работа началась сначала с изучения проекта, а позднее непосредственно самого ФГОС НОО и нормативно-правовых документов по данной проблеме. На заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов шел конструктивный разговор, обмен мнениями, порой споры, в которых каждый учитель для себя рисовал картину предстоящих изменений в образовании.

ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

В 2011-2012 учебном году обучение первоклассников нашей школы ведется на основе УМК «Школа России».

Проектная деятельность, которой уделяется большое внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, выполнение и представление своих проектов. Они учатся не только воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

В 2012-2013 учебном году обучение будет проходить по двум линиям УМК: «Школа России» и «Начальная школа 21 века».

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно ФГОС в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Щигры Курской области» внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

Направление

Формы организации внеурочной деятельности

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно-оздоровительное

Программа «Как быть здоровым»

 

2

2

2

2

Художественно-эстетическое

Программа «Школа вежливых наук»

 

2

2

2

2

Научно-познавательное

Программа «Юный исследователь»

 

2

2

2

2

Общественно-полезная деятельность (социальное творчество и трудовая деятельность)

 

Кружок «Умелые руки»

1

1

1

1

Военно-патриотическое и туристско-краеведческое

 

Программа «Богатыри земли русской»

2

2

2

2

Проектная деятельность

Программа «Разведчики природы»

 

1

1

1

1

Итого количество часов в неделю

 

 

10

10

10

10

 

Общий объем нагрузки для обучающихся предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю с учетом третьего часа урока физической культуры; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.

Одним из основных условий успешной работы по введению ФГОС НОО является формирование соответствующей требованиям Стандарта образовательной среды школы.

В рамках решения этого вопроса проводится обучение учителей, администрации школы. Курсовую подготовку по введению ФГОС НОО прошли два учителя начальных классов и заместитель директора по УВР. Очередные курсы пройдут в 2012-2013 учебном году.

Разрабатываются и проводятся уроки с активным использованием ИКТ.

Разрабатываются и размещаются на школьном сайте методические материалы, разработанные учителями в условиях введения ФГОС НОО.

Применяется проектная форма деятельности с использованием ИКТ.

Кабинеты начальной школы оснащаются современным мультимедийным оборудованием.

Разрабатывается примерное календарно-тематическое планирование для 1-х и 2-х классов на основе стандартов.

Мы надеемся, что реализация в нашей школе требований ФГОС НОО позволит обучающимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.