Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Глагол. Повторение» ( По ФГОС)
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Глагол. Повторение» ( По ФГОС)

Русский язык

 

Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.

Задачи урока:

1. образовательная:

- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;

- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

2. развивающая:

- содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

- развивать орфографические умения;

3. воспитательная:

- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

- воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Форма урока: дидактическая игра.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Фрагмент урока можно посмотреть ЗДЕСЬ

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Эмоциональный настрой.

Учитель: Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

III. Постановка темы и задачи урока.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на протяжении многих уроков.

1. Давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” (запись в тетради)

 Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - …

   Что это за часть речи?

 Да, это глаголы. Именно о глаголе мы будем сегодня говорить на уроке.

Учитель. Надеюсь, что с такой же легкостью мы выполним и те задания, которые будут дальше.

2.Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний».

Учитель. К сегодняшнему уроку наше «древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы. Таким образом, чтобы на нашем дереве появились плоды, нужно ответить на вопросы.

- Каким будет  наше дерево с «плодами знаний», зависит от вас , от ваших ответов.

Ответы учеников.

Правила игры:

Ученик подходит к «древу знаний», выбирает себе лист с вопросом и отвечает. Вопросы:

  1. Дайте определение глагола.
  2. Что такое инфинитив глагола?
  3. Как образуются возвратные глаголы?
  4. Что вы знаете о временах глагола?
  5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
  6. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
  7.  Сколько видов у глагола? Назовите их.
  8.  От чего зависит написание гласных в корнях с чередованием Е – И:

-бер- - -бир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир- и т.д.?

9. Назовите глаголы, относящиеся ко 2 спряжению.

10. Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.

11. Что вы знаете о правописании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах?     

12. Расскажите о правописании Не с глаголами.

     

Посмотрите на «древо знаний». Как оно красиво! Сколько на нем много плодов! Это говорит о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики – ничто. Так что перейдем к практике!

3. -Какую великую дату недавно отметила наша страна?

 -Обратимся к теме войны. Перед вами стихотворение вашей одноклассницы Савенковой Киры. Выпишите из него  глаголы, определив их вид, спряжение, время.

О войне

Война… Как страшно звучит это слово,

Огнём обжигая сердца.

Оно нам до боли знакомо.

Война – это смерть без лица.

Но бились бойцы удалые,

Закончили долгий тот бой.

Писали письма простые

И отсылали домой.

А дома милая мама

Прочтёт, и узнает она,

Что сын её храбрый и сильный,

И он не боится врага.

Но все не вернулись солдаты,

Погибли в жестоком бою

За Родину, с доблестью, славой –

И быть им только в раю.

Те годы, политые кровью,

Вовек не забыть, никогда!

Солдаты – наши герои!

Мы помнить их будем всегда!

Савенкова Кира, 5 «А» класс.

4 .Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)

Определить вид глагола. ( Устно)

Зарубить на носу; - запомнить
Клевать носом; - дремать
Пропустить мимо ушей; - прослушать
Вставлять палки в колёса; - мешать
Делать из мухи слона; - преувеличивать
Обвести вокруг пальца; - обмануть
Держать язык за зубами. – молчать

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы

5. Распределить глаголы по столбикам. Спряжение.

1 спр.             2 спр.

Идешь, говорить, пасутся, борется, зависит, удирают, слышал, строил, ездишь, обидел, косим, ненавидеть, подниматься, наливаются1, доверяют, решают, кричать2, налить.

(ЗАПИСАТЬ ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ В КРОССВОРДЕ В ТЕТРАДЯХ) (по вертикали получится ключевое слово "СПРЯЖЕНИЕ"
1)прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.

_ А что такое неопределённая форма глагола: Почему она получила такое название?

- Как же изменяются глаголы?
- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.

6. Физкультминутка.

На доске написаны слова: встать, идти, бежать, прыгать, встать, нагнуться, сесть.

Вопрос классу: какое значение имеют эти глаголы? (значение движения)

Учитель. Давайте попросим одного ученика провести физкультминутку только с этими словами.

7. Найти в пословицах и поговорках глаголы и записать их в табличку.

Время глагола

Прошедшее      Настоящее    Будущее

                                

 

– Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую – наст. вр.; во вторую – буд. вр.; в третью – прошедшего вр., определите лицо, число, род.

 Любимым временем года П.И.Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?
– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.

   
     

8. «Орфографическая»

1)Не с глаголами.
Запишите глаголы, присоединяя не в два столбика:

1) пишутся раздельно с не;
2) пишутся слитно с не.
(Не)бывает, (не)домогать,(не)признается,(не)долюбливать, (не)взлюбил, (не)хочу, (не) обидел, (не) годовал, не (доумевал), (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не)доставало( любви), (не) хватило, (не) здоровилось.


2)Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

- Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения?
О – Пословицы.
У – Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:
Кашу маслом не испортишь.
Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
Не помучишься – не научишься.
У - Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?
О - Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.


3)Определите, нужен ли мягкий знак после шипящих?

Пахуч, лечь, дремуч,
беречься ,плач, гараж,
ночь, жгуч, грач,
хочешь, много задач, учишь ,
колюч, меч, могуч,
стричь ,мимо дач ,стучишь,
горяч, дочь ,с плеч

4)Е или И?
Игра «Кто быстрее?»(слайд14).
Зап_реть, зап_рать, соб_раю, зам_рли, раст_реть, нат_рать, соб_рать, перест_лает, расст_лается, оп_рается, бл_стит, бл_стает, заст_лит, заст_лаешь, выж_гать, приб_рать.


5)Продолжите пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах(слайд15).
2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
1). Кто умеет веселиться, (…4)
2). Не надо хвалиться, (2…)
3). Кто любит трудиться, (…3)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…1)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.

9. Задание.

Составьте глаголы, взяв из разных слов указанные морфемы, и определите их вид. (задание раздается на карточках)

   1. Завлечь — приставка

          Скрипит — корень

          Посмотреть — суффикс прошедшего времени

 Побагровел — глагольный суффикс

 Сторона — окончание

    (заскрипела2 сов.в.)

2. Присмотреть — приставка

Вовлекать — корень

      Утешать — суффикс

Воскликнуть — окончание

(привлекать несов.в.)

3. Написать приставка

Наслаждение — корень

Делать — суффикс

Думает — окончание

     Купаться — суффикс возвратности.

(наслаждается несов.в.)

4. Преогромный — приставка

Сокращать — корень

Завлекать — суффикс

Танцуем — окончание

(прекращаем несов.в)

5. Подъезд — приставка

Сказка — корень

Рассказывать — суффикс

Думаешь — окончание

(подсказываешь несов.в.)

6. Убежать — приставка

Диво — корень

     Скрипят — окончание

     (удивят сов.в.)

Игра «Рисунок-пазл».

Правила игры.

Всем вам хорошо известна такая игра, как пазл. Сейчас мы в нее поиграем. Но это будут необычные пазлы. Их надо будет раскрасить. А чтобы узнать, каким цветом вам надо закрашивать участки, вы должны выполнить задания.

Ученики делятся на две команды и складывают пазл.                                                        

Учитель. Вам нужно определить форму глаголов в каждом предложении. Найти в таблице указание на цвет, которым нужно закрасить указанные участки на ваших рисунках, и закрасить их.

        № пр-   Формы   ий

глагола     

1

2

3

4

5

6

 

Глагол в неопределённой форме

Коричневый

Желтый

Синий

Красный

Черный

Зелёный

 

Глагол в настоящем времени 1 лице

Зелёный

Синий

Коричневый

Красный

Жёлтый

Чёрный

 

Глагол в настоящем времени 3 лице

Красный

Коричневый

Зелёный

Черный

Синий

Жёлтый

 

Глагол в прошедшем времени.

Синий

Красный

Черный

Жёлтый

Желтый

Коричневый

 

Глагол во 2-м лице.

Желтый

Черный

Зелёный

Синий

Коричневый

Красный

 

Глагол в будущем времени

Синий

Зелёный

Красный

Зелёный

Зелёный

Чёрный

                   

7. Рефлексия.

Ребята, понравился ли вам урок?

Что показалось сложным? Интересным? Необычным?

Какой вывод мы можем сделать?

VI. Итоги урока. Рефлексия учащихся.

Ребята, я прошу оценить свою работу на уроке. Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке –ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй –понял , усвоил частично,  кое-что вызвало затруднения; на третьей –  всё понял, сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки можно разложить на столе или прикрепить к доске, чтобы все могли видеть результат.

VII. Оценки за урок.


VIII. Домашнее задание.