Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок»

Литература

75-летию со дня рождения

В.Г Распутина посвящается

 

Урок литературы в 10 классе

учитель Шестакова Е. А.

 

Тема: Нравственное величие русской женщины

в повести В.Г. Распутина «Последний срок»

 

Цель урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель.

Оборудование урока: портрет В. Распутина.

Методические приёмы: лекция учителя, аналитическая беседа.

 

Ход урока

 

  1. I. Слово учителя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием. Поиск корней этого конфликта – в повести 1970 года «Последний срок».

  1. II. Аналитическая беседа.

- Как организовано повествование в этом произведении?

(Повествование ведёт, с одной стороны, безличный автор-рассказчик, непосредственно изображающий события в доме умирающей Анны, с другой стороны, рассказывает как будто сама Анна, её взгляды, мысли, чувства передаются в форме несобственно-прямой речи. Такая организация повести создаёт ощущение диалога между двумя противоположными жизненными позициями. Но на самом деле симпатии автора однозначно находятся на стороне Анны, другая позиция представлена в негативном свете.)

- Почему автор рассказывает о детях Анны, их жизни и проблемах отстранённо?

(Безличное повествование автора отдано детям Анны, которые собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но всех занимают, прежде всего, собственные заботы. Люся спешит сшить себе ещё при живой матери чёрное платье, чтобы выглядеть на похоронах подобающим образом, Варвара тут же клянчит это несшитое ещё платье для своей дочери. Сыновья Михаил и Илья запасливо покупают ящик водки – «мать надо проводить кА следует» - и начинают пить заранее. И эмоции у них ненатуральные: Варвара, приехав и открыв ворота, «сразу, как включила себя, заголосила: «Матушка ты моя-а-а!». Люся «тоже опустила слезу». Так автор показывает, что духовный мир этих людей беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина – это и есть природа, дающая жизнь). Отсюда и брезгливая отстранённость автора от этих героев.)

- В чём видит автор корни душевной чёрствости?

(Автор задумывается, откуда у детей Анны такая толстокожесть? Ведь не родились же они такими? И почему у такой матери получились бездушные дети? Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей. Вспоминает, когда родился первенец у Михаила, как он, счастливый, ворвался к матери со словами: «Смотри, мать, я от тебя, он от меня, а от него ещё кто-нибудь…» Изначально герои способны «чутко и остро удивляться своему существованию, тому, кто окружает на каждом шагу», способны понять своё участие в «нескончаемой цепи» человеческого существования: «чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». Но потенциал этот не был реализован, погоня за сиюминутными благами затмила Михаилу, Варваре, Петру и Люсе весь свет и смысл жизни. Им некогда, да и не хочется задуматься, в них не развита способность удивляться бытию.

Главную причину нравственного упадка писатель объясняет прежде всего утратой душевной связи человека со своими корнями.)

- Какой образ противостоит образам бесчувственных детей Анны?

(Младшая дочь Таньчора сохранила идущее из детства сознание своей связи с миром, благодарное чувство к матери. Подарившей ей жизнь. Анне хорошо помнится, как Таньчора, старательно расчёсывая ей голову, приговаривала: «Ты у нас, мама, молодец». – «Это ещё пошто?» - удивлялась мать. «Потому что ты меня родила. И я теперь живу. А без тебя никто бы меня не родил, так бы я и не увидела белый свет».

Таньчора отличается от своих братьев и сестёр чувством благодарности к матери, к миру, отсюда и всё лучшее, нравственно светлое и чистое, чуткость ко всему живому, радостная бойкость нрава. Нежная и искренняя любовь к матери, которую не гасят ни время, ни расстояния.)

- Что за человек Анна? Как она относится к жизни?

- Как автор показывает её внутренний мир?

- Какое значение имеет этот образ?

(Жизнь анны до краёв была наполнена хлопотами. Она была и хозяйкой. И матерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой.

Чтобы передать духовный мир Анны, автор избрал форму внутреннего диалога героини, форму несобственно-прямой речи: «Знать хотя бы. Зачем и для кого она жила, топтала землю и скручивалась в верёвку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой-то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась? А оставила после себя другие жизни – хорошо это или плохо? Кто скажет? Кто просветит? Зачем? Выйдет ли из её жизни хоть капля полезного, желанного дождя, который прольётся на жаждущее поле?»

Оглядываясь назад, она видит, что годы её, «подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке», что вся жизнь её была «вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба». Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Угасающим светом она высвечивает дальний-предальний день, когда она была ещё молодой, «в девках», вспоминает, как она «бредёт вдоль берега по тёплой, парной после дождя реке…». «И до того хорошо, счастливо жить ей в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всём действа вечной жизни, что у неё кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди». Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, а от сознания ни с чем не сравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.

Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий, срок на земле идёт высочайшая нравственность анны. Отсюда и её всепрощающая, нетребовательная любовь к своим «ребятам»: «старуха старалась удерживать себя, чтобы не сказать и не сделать лишнее»; чтобы не обременять своих детей заботами, она готова даже «не откладывая… умереть»; «Она всё смотрела и смотрела на них – жадно, торопливо, неловко – и никак не могла насмотреться, всё ей было мало». Она интересуется, не привезли ли ей гостинцев, но не для себя, а для своей любимицы – внучки Нинки, (в образе Нинки – надежда на то, что ниточка жизни не прервётся: «Поговорю с ей, и на душе легче»).

Анна необычайно требовательна к себе. Она винит себя за давний «грех» - за то, что для больной дочки добирала молока у своей Зорьки после колхозной дойки: «Стыд – его не отмоешь». Нравственное чувство Анны делает её, когда надо, твёрдой: однажды она «в упор из обоих стволов посолила задницу» зверюге, Денису-караульщику, в отместку за пораненного им ребёнка. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступилась своей совестью, поэтому она уходит достойно: «Вот и побыла она человеком, познала его царство. Аминь». Анна понимает других, причём не только родных: «Старуха подумала: «люди», не делая разницы для своих и чужих».)

Слово учителя

Для Распутина образ Анны – образ идеальный. Писатель рассказывал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого».

Сила характеров любимых героев Распутина – в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.

Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями и в повести 1976 года «Прощание с Матёрой». Писатель показывает ражих мужиков, что, бездумно выполняя приказ, крушат могилы на старом деревенском кладбище, показывает зловещую бригаду «пожогщиков», Петруху-пьяницу, поджёгшего материнский дом. Чтобы побыстрее получить денежки и пропить их.

В повести «Пожар» (1985) Распутин выявляет причину вопиющего безразличия обитателей Сосновки к тому, что пропадает в огне добро государственное, общее (вплоть до того, что кое-кто опускается до мародёрства). Причина эта в том, что и постоянные жители посёлка, и приезжие рабочие-сезонники превратились в «архаровцев», у которых в душе нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит.

Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы «не молчать в тряпочку», а ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придём?! На то он и совесть народная».

Домашнее задание.

Подготовка к сочинению.