Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Сочинение «Князь Владимир – Солнце Руси»

Литература

 

Курская область, г. Щигры

МБОУ «СОШ №4»

Шестакова Татьяна, 10 кл.

учитель Шестакова Е. А.

Сочинение «Князь Владимир – Солнце Руси»

Перед тем, как начать писать, я решила заглянуть в словарь. А что же там значится под определением «солнце». Должна же быть какая-то крепкая, нерушимая связь, чтобы именно Владимиру Святославичу дали такое прозвание, как «Красное Солнышко». Устремив свой взгляд на первое значение, я прочитала, что солнце – это «небесное светило – раскалённое плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты». Да, в этом есть смысл; и если представить себе Русь того времени, то «центром» княжества являлся правитель – князь. Но в то же время, если говорить о Солнце – звезде, то нельзя не отметить, что это небесное тело имеет очень высокую температуру, то есть живёт по принципу «не подходи – убью, лучше любуйся с расстояния». Сердце подсказывает, что это не всё, что должно ещё что-то роднить князя Владимира с небесным светилом. Читаю следующую запись: «свет, тепло, излучаемое этим светилом»; а затем третью: «то, что является источником, средоточием чего-либо ценного, высокого, жизненно необходимого». Эти определения показались мне наиболее подходящими или выделяющимися. Достаточно вспомнить, что князей было много. И среди них люди с самыми разными характерами и темпераментами. Поэтому определения и кажутся неполными. Чтобы выяснить, чем же таким выделялся князь Владимир, попробуем разобраться с некоторыми фактами из его биографии.

Год рождения Владимира Святославича не известен. Нельзя не отметить, что историки вывели примерный год рождения – 960. Интересен тот факт, что он являлся внебрачным ребёнком князя Святослава и рабыни Малуши (ключницы княгини Ольги). Следовательно, по обычаю язычников, он не мог наследовать трон. Место рождения Владимира – село Будутино. Но точно не известно было это под Псковом, Гомелем или Владимиром – Волынским, куда княгиня Ольга сослала неугодную мать будущего киевского князя. Что было дальше с Малушей – не известно, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где за ним присматривала княгиня Ольга. Вероятно, в воспитании мальчика принимал участие его дядя по матери – Добрыня, так как доверять воспитание наследника старшим дружинникам было обычаем.

Как утверждает «Повесть временных лет», Владимир был третьим по старшинству сыном Святослава после Ярополка и Олега. Однако бытует мнение, что на самом деле он был вторым (старше Олега), ведь он получил от отца при его уходе в 970 году на войну с Византией важный Новгород. Для сравнения: Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче.

В 972 году умер князь Святослав, с этих пор Киев перешёл во владение к Ярополку, а через пять лет разгорелась междоусобная война между братьями. В ней погиб Олег, а Владимир бежал в Норвегию. Править стал Ярополк безраздельно. Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году, вернувшись в Новгород, выгнал посадника Ярополка. Затем захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя и насильно взял в жёны дочь Рогволода – Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка. За взятием Полоцка последовала осада Киева. В летописи говорится, что Владимир подкупил приближённого Ярополка – Блуда, чтобы тот уговорил правителя бежать в маленький городок Родень. Там заманил брата на переговоры, которые закончились гибелью Ярополка (два варяга «подняли его мечами под пазухи»). Имел место тот факт, что бывшую жену Ярополка, беременную греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Новый князь киевский принял меры по реформированию язычества: воздвиг капище с идолами шести главных богов славянского язычества, есть сведенья, что князь ввёл практику человеческого жертвоприношения.

«Повесть временных лет» так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны (…), а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Да, о солнечном свете и чистоте тут и речи быть не может. Но нельзя забывать о том, что на земле живут обычные люди. На то они и не ангелы, чтобы совершать ошибки. Желательно, конечно, чтобы ошибки были поняты и исправлены, но так получается не всегда. Православные источники говорят, что после крещения, Владимир дал свободу всем своим языческим жёнам. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но та отказалась, приняв монашеский постриг.

Вопрос выбора веры опять - таки спорный. В одних источниках говорится, что Владимир вызвал ко двору проповедников ислама, иудаизма и западного христианства и после беседы с греческим философом остановился на православии. В другом источнике говорится, что в 988 году князь захватил Корсунь и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая войной в случае отказа. Имперцы согласились при условии, что князь Владимир примет православие. Получив согласие, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Киевский князь с дружинниками принял крещение, а затем совершилась церемония бракосочетания. Вернувшись в Киев, Владимир повелел сбросить языческих идолов.

Для верности я решила заглянуть в третий источник. И что же? Там другая версия. Будто князь сначала крестился, а затем взял Корсунь. Все эти версии и ещё огромное количество окончательно меня запутали, но так или иначе, событие свершилось.

В крещении Владимир принял имя Василий в честь правящего византийского императора Василия II. В Киеве крещение прошло мирно, а в Новгороде сопровождалось восстаниями. В Ростово – Суздальской земле в силу отдалённости, племена сохраняли некоторую автономию. Христиане оставались меньшинством и после Владимира.

Есть сведенья, что после того, как князь впервые побывал на православной службе, он сказал, что не понял, где находится: на земле или на небе. Этот факт заставляет посмотреть на этого человека совсем с другой стороны. В его образе появляется что-то теплое, ясное. Что-то, что роднит с солнцем только его. Этот свет…

Нельзя не вспомнить о том, что во времена правления князя Владимира Русь часто подвергалась нападениям кочевников. «Волны подвижных народов перекатывались через степь и ударяли в деревянные стены Русской земли. Дед кричал со стены: «Хазары!» Сын кричал: «Печенеги!» Внук отзывался: «Половцы!» И дальше – перекликались правнуки. Поневоле…» - очень красочно описывает ситуацию автор книги «Читаю «Слово о полку…» Игорь Шкляревский. Но со всем справится, выстоит против любого врага, выдюжит, не сдастся великая православная Русь! А православной она стала именно благодаря Владимиру Святославичу! Владимиру Красное Солнышко!