урок по истории "Древнее Двуречье"
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

урок по истории "Древнее Двуречье"

История

Тема: Древнее Двуречье
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока: сформировать представление о цивилизации Древнего Двуречья как локальной цивилизации Древнего мира и роли её в истории человечества.
Задачи урока:
Обучающие: дать представление о древнем Двуречье как об одной из цивилизаций, продолжить формирование представления о Древнем мире.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать историческую ситуацию, сравнивать развитие различных регионов, определять общее и особенное в развитии цивилизации.
Воспитывающие: оценить влияние и культуры Древнего Междуречья на развитие человечества в целом.
Вводимые понятия: цивилизация - как локальная общность людей, клинопись, город - государство.
Оборудование урока:
Презентация «Древнее Междуречье»
Интерактивная проверочная работа
Интерактивная карта Mesopotamia
Мультимедиа (проектор, экран, колонки)
Интерактивная доска(желательна, но не обязательна)
Структура урока:
Организационный этап
Актуализация
Постановка проблемы
Получение нового знания
Рефлексия
Домашние задание

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
-личностные: формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе, способность оценивать значение, последствия установления новой цивилизации, проявление уважения к культуре другой цивилизации.
-межпредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, выявлять причинно-следственные связи, анализировать источник (документ) на элементарном уровне, формулировать и обосновывать выводы, излагать своё мнение (в монологе, диалоге), уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, владеть волевой саморегуляцией (как способности собраться, мобилизировать силы и энергию), планировать сотрудничество с учителем и учащимися, моделировать (преобразовывать в знаково- симвалическую модель с целью выявления общего), выдвигать версии , выбирать средства достижения цели индивидуально, в группе(в паре), научиться работать с различными источниками знаний, находить достоверную информацию для решения учебных задач, представлять информацию в различных формах(таблица, схема),использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: Учащиеся должны знать природные условия и занятия жителей Двуречья; сравнивать египетскую цивилизацию и Двуречье, характеризовать общие черты и особенности, уметь работать с исторической картой (правильно показывать необходимые объекты, объяснять их расположение), использовать историческую карту для объяснения местоположения и объяснения своеобразия расположения Двуречья;
Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа и для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Научиться работать с историческими источниками, документами, на основании анализа текстов, мультимедийных материалов осознавать особенности изучаемой цивилизации, давать оценку значения, влияний достижений Древнего Двуречья на развитие человечества.

План урока
1.Страна двух рек
2.Древние города
3.Храмы и гробницы
4.Письменность
В конспекте приводится примерный порядок действий учеников и учителя. Реальные ответы могут не совпадать с приведёнными в конспекте ожидаемыми действиями обучающихся.
На предшествующем уроке ученики получают задание повторить понятие цивилизация, вспомнить признаки цивилизации как уровня развития общества.

    Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

 

Слайд 1

Данные об авторе.

Тема урока

     

Слайд 2

На слайде поставлена ссылка на интерактивное творческое задание

Переход к заданию по кнопке, расположенной под изображением крылатого быка.

 

I.Актуализация

 

Интерактивное задание. Для выполнения необходимо вызвать ученика к ИД или обеспечить ему место за компьютером учителя. При проведении урока в компьютерном классе файл можно перенести на другой компьютер для индивидуальной работы учеников.

Задание - составить определения. Для этого необходимо перенести слова, расположенные внизу слайда, на линии рядом с терминами.

$11.     Цивилизация – ступень развития, следующая за первобытностью.

$12.     Государство – организация управления обществом.

$13.     Общество – люди, объединенные совместной жизнью и подчиняющиеся принятым правилам.

$14.     Религия – вера в сверхъестественные силы

 

II.Постановка проблемы

 

Слайд 3

На слайде анимированная карта-путешествие. Начало путешествия поставлено на щелчок, остальное на автомат. Стрелочки черного цвета – путешествие до реки Евфрат. По щелчку появляется фигура, очерчивающая междуречье.

На прошлом уроке мы закончили путешествие по древнему Египту. Наши дела в этой стране завершены. И мы отправляемся в путешествие. Отправимся по караванной тропе, с торговцами. Наш путь начинается в великом городе Мен-Нефер (Мемфис). Первая часть нашего путешествия протекала обычно, кругом лежала земля, похожая на родную Та-Кем. Но вот мы вышли на брег большой реки. «О боги, это неправильная земля!»

 

Слайд 3

Стрелки красного цвета – второй этап путешествия, до Вавилона. Просмотр третьего этапа путешествия от Вавилона в Египет на усмотрение учителя.

Как вы думаете, что египтянин мог увидеть знакомого? И что могло удивить его на берегах этой реки? Если нет предположений, можно обратить внимание на направление течения реки с севера на юг, а не с юга на север, как в Египте.

Предположения учеников могут быть различными. Из знакомого – земледелие, скотоводство, города. Могут быть указаны направления течения и то ,что на этой земле протекает 2 реки: Евфрат и Тигр.

 

Слайд 3

Переход на слайд 4 происходит по кнопке в правом нижнем углу слайда.

Много удивительного увидел бы египтянин на этой земле. Но можно ли считать, что эта земля ниже по развитию, чем Египет? Можно ли утверждать, что на этой земле есть цивилизация? Сегодня мы должны решить эту проблему.

 

III.Получение нового знания

 

Слайд 4

Переход на слайд 5

Запишите, пожалуйста, тему урока.

   

Слайд 5

Переход на слайд 6

Запишите, пожалуйста, план.

   

Слайд 6

На слайде таблица с вопросами, на которые должны ответить ученики. Заполнение всей таблицы в тетради не обязательно. Достаточно указать черты, относящиеся к Двуречью. Анимация поставлена на щелчок. Вопросы и материал по Египту появляются автоматически, ответы по Двуречью по щелчку.

А сейчас я прошу вас прочитать п.13 из вашего учебника и подумать, какие условия существовали на этой территории. На слайде вы видите подсказку, на что надо обратить внимание.

После работы с текстом учебника и картой ученики должны дать краткую характеристику территории Двуречья в соответствии с вопросами таблицы.

 

Слайд 6

Как вы думаете, Египет и Двуречье были похожи или отличались друг от друга?

Ученики должны отметить черты сходства и отличия.

 

Слайд 6

Переход на слайд 7 после завершения работы с таблицей и ответов на вопросы.

Как вы думаете, природные условия Двуречья помогали развитию общества или мешали.

Ученики могут ответить, что природные условия заставляли людей действовать совместно и способствовали развитию общества.

 

Слайд 7

На правом нижнем углу слайда кнопка-ссылка на секретный слайд 8.Переход на слайд 9 по щелчку.

Эта земля имела много названий. Вы видите их на слайде, запишите, пожалуйста ,их в тетрадь.

 

Слайд 8

Скрытый слайд - фотография из космоса. Анимация поставлена на щелчок. Появляется фигура – контур долины. Переход на слайд 9 по кнопке в правом нижнем углу слайда.

Рисовать со скрытым слайдом на усмотрение учителя. При работе со слайдом можно обратить внимание на цвет территории, подчеркнуть, что здесь почти нет лесов, зелени, и даже в долине рек ее очень немного.

 

Слайд 9

Работать можно, как по карте слайда, так и по карте атласа. Анимация поставлена на щелчок. Первая карта – Шумер, вторая – Аккад. Карты Шумера и Аккада являются скринами из интерактивной карты Mesopotamia, расположенной в папке.

Но Двуречье это не только страна двух рек. Как вы думаете, справедливо ли будет название «Страна городов»?

Посмотрите на карту, найдите города древнего Двуречья и назовите их.

Ответ ученика должен быть аргументирован. Но в случае отрицательного ответа необходимо обратить внимание на города отмеченные на карте.

 

Слайд 10.

Первые города появились в этой земле около 5 тысяч лет назад, и учёные до сих пор не знают, произошло это раньше или позже, чем в Египте. Но количество городов в долине стремительно росло.

 

Слайд 10.

Анимация поставлена на щелчок. Список населения выводится после вопроса о жителях городов.

Каждый город Двуречья был самостоятельным государством и долгое время сохранял независимость. Пожалуйста, вспомните и назовите признаки государства

Ученики должны назвать правителя, армию, налоги, законы, территорию

 

Слайд 10.

По щелчку начинают появляться категории населения древних городов.

Кто жил в этих городах?

Ученики могут назвать группы населения древних городов по аналогии с Древним Египтом

 

Слайд 11

Анимация отсутствует. На слайде изображение – реконструкция шумерского города

Как вы думаете, отличались ли города Двуречья от египетских городов? Внешне все города были похожи. Глинобитные высокие заборы, за которыми прятались дома, изредка встречающиеся во двориках пальмы, мощная крепостная стена, по верху которой могла проехать повозка. И обязательно в центре города – пирамида, зиккурат. Запишите, пожалуйста, понятие в тетрадь. Рассмотрите внимательно изображение зиккурата. Давайте сравним его с пирамидами в Египте.

Ученики должны найти аргументы в поддержку отличия и сходства городов. «За сходство» могут быть названы: возникали из маленьких поселений, были центрами областей.

«Против сходства»: построены в основном из глины, окружены мощными стенами. Описание города ученики могут дать на основании иллюстрации на слайде и иллюстраций в учебнике

 

Слайд 12

Анимация поставлена на щелчок. Ответы на вопросы в правом и левом столбике появляются последовательно и связаны с конкретным вопросом. Переход на слайд 13 после ответа на вопросы

Пожалуйста, прочитайте пункт учебника и ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде

Для отвта на вопросы ученики должны использовать знания по теме «Древний Египет»

 

Слайд 13

Анимация поставлена на щелчок

Для чего нужен храм?

Можно ли сделать вывод, что в Междуречье существовала религия? Как вы думаете, какой она была? Можно сделать вывод о том, что религии похожи?

Ученики должны ответить, что в храмах поклонялись богам.

Ученики могут ответить, что жители Междуречья, как и египтяне, поклонялись силам природы. Может быть указано, что верили в загробную жизнь.

 

Слайд 13

В тоже время были и отличия. Боги Междуречья не похожи на людей с головами животных. Жертвы могли быть и кровавыми, когда убивали людей. В загробную жизнь верили меньше, чем в Египте. Но вместо статуэток со знатным человеком могли похоронить раба

 

Слайд 13

Переход на слайд 14

Слайд 14

Анимация поставлена на щелчок. Появляется табличка с египетскими иероглифами. По второму щелчку появляется изображение таблички из Киша.

Переход на слайд 15

Откуда ученые могли узнать об этом?

Но мы знаем не только то, какими были боги, но и как их звали, как им поклонялись, какие были мифы. Об этом позволяют узнать письменные источники

Мы уже знакомы с

системой письменности древнего Египта. Как эта система называлась? А теперь посмотрите на изображение справа. Ученые считают, что ему примерно 5,5 тыс. лет.

Что можно заметить, сравнивая эти изображения?

Ученики могут назвать вещественные и письменные источники

Ученики должны

назвать иероглифы. При сравнении изображений ученики могут отметить их сходство

 

Слайд 15

Анимация поставлена на щелчок. Первоначально на слайде только изображения. По щелчку появляется название письменности и краткий рассказ о ней

Но с течением времени письменность Междуречья изменилась. Посмотрите, как стали выглядеть письмена. Это клинопись. Как вы думаете, почему такое название?

Ученики, описывая вид рисунка, должны упомянуть треугольники – клинышки, из которых состояло изображение

 

Слайд 15

Клинопись и иероглифы были похожи. Там не было букв, а группы значков обозначали целые слова или действия. При помощи таких знаков было записано множество документов, начиная от отчета о сборе налогов и кончая рассказами о солнечных и лунных затмениях. Клинописью были записаны мифы и первые художественные произведения

 

Слайд 15

Но не только письменность осталась от древних шумеров. Как и в Египте, здесь происходило развитие науки. Давайте подумаем, какие науки могли развиваться в Древнем Междуречье?

Ученики должны назвать математику, астрономию, медицину.

 

Слайд 15

И сегодня мы каждый день сталкиваемся с достижениями древних шумеров. Подумайте, что это может быть?

Скорей всего, ученики не смогут ответить на этот вопрос, тогда следует указать на секунды, минуты, часы, количество градусов в окружности

 

Слайд 16

Анимация поставлена на щелчок

Какой вывод мы можем сделать, познакомившись с Древним Междуречьем? Была ли здесь цивилизация? Была ли эта цивилизация похожа на египетскую?

Ученики должны назвать признаки цивилизации. И указать, что цивилизация Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта

 

Слайд 17

Домашнее задание

$11.     Почему в Междуречье единое государство возникло позже, чем в Египте?

$12.     Почему в Египте Нил считали добрым божеством, а в Междуречье тигр и Ефрат были злыми богами?

$13.     Нарисуйте иллюстрацию к одному из мифов Древнего Междуречья

 

Слайд 17

Рефлексия

Скажите, пожалуйста, что было непонятно, что бы вы хотели уточнить, как вы можете ответить на вопросы, которые вы видите на слайде

 
   

 Домашнее задание:13