Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Великая греческая колонизация

История

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: проблемный урок.

Цели урока: сформировать представление об эпохе Великой греческой колонизации, положившей начало культурной экспансии греческого мира и взаимодействии греков и варваров в Северном Причерноморье.

Задачи урока:
• Обучающие: дать представление о греческой колониза¬ции, продолжить формирование представления о Древнем мире.
• Развивающие: продолжить развитие умения анализиро¬вать историческую ситуацию, устанавливать причинно-следствен¬ные связи между событиями, выявить причины и последствия Ве¬ликой греческой колонизации.
• Воспитывающие: дать оценку причин процесса миграции древних греков и характера отношений греков и варваров.

Вводимые понятия: варвары, колония, колонизация, колонист, Эллада, эллины, метрополия.
Оборудование урока:
• Презентация «Великая греческая колонизация»
• Интерактивная словарная работа
• Мультимедиа (проектор, экран, колонки)

Структура урока:
• Организационный этап .
• Актуализация
• Постановка проблемы
• Получение нового знания
• Физкультминутка
• Решение проблемы
• Домашнее задание
• Рефлексия

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
• личностные: формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе, способность оценивать значение, последствия установления новой цивилизации, проявление уважения к культуре другой цивилизации.
• межпредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, выявлять причинно- следственные связи, анализировать источник (документ) на элементарном уровне, формулировать и обосновывать выводы, излагать своё мнение (в монологе, диалоге), уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, владеть волевой саморегуляцией (как способности собраться, мобилизировать силы и энергию), планировать сотрудничество с учителем и учащимися, моделировать (преобразовывать в знаково-симвалическую модель с целью выявления общего), выдвигать версии , выбирать средства достижения цели индивидуально, в группе(в паре), научиться работать с различными источниками знаний, находить достоверную информацию для решения учебных задач, представлять информацию в различных формах(таблица, схема),использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• предметные: учащиеся должны знать природные условия и занятия жителей Греции, уметь работать с исторической картой (правильно показывать необходимые объекты, объяснять их расположение), использовать историческую карту для объяснения местоположения и объяснения своеобразия расположения Двуречья;
Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа и для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Научиться работать с историческими источниками, документами, на основании анализа текстов, мультимедийных материалов осознавать особенности изучаемой цивилизации, давать оценку значения, влияний достижений Древней Греции на развитие человечества.

План урока
1. Причины греческой колонизации
2. Основание колоний
3. Жизнь в колониях
4. Северное Причерноморье
5. Эллинский мир

В конспекте приводится примерный порядок действий учени¬ков и учителя. Реальные ответы могут не совпадать с приведенными в конспекте ожидаемыми действиями обучающихся.
На предшествующем уроке ученики получают задание повто¬рить понятия и вспомнить, каковы были природные условия Древ¬ней Греции.

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

Слайд 1Данные об авторе. Тема урока

   

I. Актуализация

Слайд 2Анимация отсутствует. На слайде – карта Балканского полуострова

На прошлых уроках мы вели разговор о Древней Греции и ее жителях.Вспомни­те, какие природ­ные условия суще­ствовали в Древ­ней Греции

Ученики должны на­звать каменистые ма­лоплодородные почвы, небольшие реки, горы, жаркое солнце и т.д.

Слайд 2

Как вы думаете, легко ли было жить в таких условиях?

Ответы могут разли­чаться. Любой вариант ответа должен быть обоснован: Легко, потому что... Трудно, потому что...

Слайд 2

Какие занятия существовали в Греции?

Ученики должны на­звать: земледелие, ско­товодство, охоту, рыб­ную ловлю, ремесло, собирательство, тор­говлю

Слайд 2

Насколько развитым было хозяйство?

Оценка хозяйства также может различаться

Слайд 2

Переход на

слайд 3

Но оказывается, в жизни греков был такой пе­риод, когда люди стали уезжать из полисов. Эта эпоха длилась почти 200 лет. И сегодня мы поговорим об этом процессе, получившем название «Великая греческая колонизация»

По кнопке в правом нижнем углу слайда можно перейти к выпол­нению интерактивной словарной работы. Если занятие происходит в компьютерном классе, словарную работу можно провести инди­видуально, скопировав файл на ученические компьютеры. Необходимо исправить ошибки в словах. При проверке прини­маются следующие варианты работы: «ЦИВИЛИЗАЦИЯ», «Цивилизация», «цивилизация». Набор понятия можно осуществлять полностью или заменять только неправильные буквы

II. Постановка проблемы

Слайд3 Анимация на слайде отсутст­вует. На слайде название темы «Великая гре­ческая колони­зация» и изо­бражения гре­ческого торго­вого и военного кораблей

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему.

Казалось, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Неко­торые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, почему происходило это переселение и к каким ре­зультатам привело

Слайд 3

Как вы думаете, эта эпоха случайно получила название Великой?

Можно указать на то, что численность насе­ления Древней Греции была невелика, и назва­ние действительно не случайно. По словам

Аристофана, «греки расселись вокруг Сре­диземноморья, как ля­гушки вокруг болота»

Ученики могут по­вторить цифры, на­званные учителем, и сказать что название неслучайно

Слайд3 Переход на слайд 4 проис­ходит после того, как уче­ники ответили на поставлен­ные вопросы

Но почему греки в таком количестве поки­дали свои полисы? На этот вопрос мы и по­пробуем ответить на нашем уроке

III. Получение нового знания

Слайд4 Переход на слайд 5 проис­ходит после записи плана

Запишите, пожалуй­ста, план

 

Слайд5 Анимация на слайде постав­лена на щелчок. На слово коло­низация постав­лена ссылка на словарь урока

Посмотрите, в назва­нии темы и пункта у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходи­мо записать в тетрадь

Ученики могут вы­сказать различные предположения, в том числе и пра­вильное определение

Слайд 5

Слайд словаря является скрытым. Возвращение к уроку проис­ходит по изучаемому понятию.

Слайд5

Анимация по­ставлена на щелчок

Давайте вспомним, какие группы насе­ления проживали в греческих полисах?

Ученики могут на­звать группы насе­ления в зависимости от занятий или по­ложения (земледель­цы, ремесленники, демос, аристократы)

Слайд5

Анимация по­ставлена на щелчок

Вы назвали группы, занимавшие разное положение. Но покида­ли Грецию представи­тели всех групп. Как вы думаете, почему?

Ученики могут вы­сказывать различные предположения

Слайд5

Причины коло­низации выво­дятся на слайд по щелчку по­сле работы с текстом. После того как причины назва­ны и записаны, происходит пе­реход наслайд 6

После того как будут высказаны предполо­жения, учитель просит обратиться к учебнику. Пожалуйста, прочи­тайте текст пункта 1(номер параграфа зави­сит от используемого учебника)и попробуй­те определить, почему греки покидали свои полисы.

Названые причины не­обходимо записать в тетрадь

В результате работы с текстом ученики должны назвать сле­дующие причины:

$11.     Нехватка земли

$12.      Угроза голода

$13.      Угроза долгового рабства

$14.      Стремление раз­богатеть

$15.      Борьба демоса и знати

Слайд6

Анимация по­ставлена на щелчок. В на­звании слайда на понятие «ко­лония» постав­лена гиперссыл­ка на словарь

Посмотрите на назва­ние слайда. Вы види­те выделенное слово. Как по-вашему, что оно означает?

Ученики работали с этим понятием при изучении Древней , Финики, при необ­ходимости можно записать значение термина в тетрадь

Слайд 6

Ани­мация постав­лена на щелчок

А как правители по­лисов относились к тому, что часть его граждан покидала родной город?Необходимо подчерк­нуть, что в полисах поощряли процесс коло­низации. Аргументы в поддержку этого мне­ния должны подобрать ученики. (Снижение напряжения в городе)

Любая высказанная учениками версия должна быть обос­нована.

$11.     Одобряли, потому

что...

$12.      Осуждали, потому что...

Слайд 6

Ани­мация постав­лена на щелчок

И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. В этом вам поможет текст, кото­рый вы получили в начале урока (раздаточ­ный материал см. после таблицы). Можно раз­делить класс в соответствии с назваными ра­нее группами населения

Слайд6

Пункты выво­дятся по мере высказывания предположений. После заверше­ния работы с вопросомпо щелчку переход наслайд 7

По разным причинам вы вынуждены поки­нуть Грецию. Реше­ние принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учите­ля - помочь выстроить план действий по вы­воду колонии

Ученики высказы­вают разные предпо­ложения по порядку вывода колонии

Слайд7

Анимация по­ставлена на щелчок. Со­вершается пе­реход на слайд 8

Любые значительные действия греки начинали с совета оракула. Самый большой запас сведе­ний хранился в Дельфах (на слайде храм Аполлона в Дельфах). После того как место было выбрано, следовало связать переселенцев с родным городом. Для этого будущие коло­нисты приносили клятву у алтаря главного храма и брали священный огонь, который за­жигали на алтаре храма на новой родине

Слайд 8

На слайде слова Аристофана. По щелчкупо­является анимированная карта. Анима­ция направле­ний колониза­ции по щелчку

Посмотрите внима­тельно на карту. В на­чале урока прозвучали слова Аристофана «гре­ки расселись вокруг

Средиземноморья, как лягушки вокруг болота».Как вы думаете, эти слова справедливы?

Ученики могут обра­тить внимание на то, что районы, занятые греческими коло­ниями, указаны в

самых разных мес­тах Средиземномор­ского побережья

Слайд 8

Сначала появ­ляется область Греции, затем направленияколонизации.Каждое на­правление на­чинается по щелчку, далее на автомате

Действительно,грече­ских колоний было много, но можно было выделить основные направления, куда гре­ки отправлялисьчащевсего. Определите эти направления по карте

Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное

Слайд 8

Переход на

слайд 9

Именно в этих районах строились города. И многие из современных городов стоят на месте древнегреческих колоний. Но как же строи­лась жизнь в колониях?

Слайд 9

На слайде пункты: 1. Устройство колоний. 2. Жители колоний. 3. Отношения с варварами

Слайд10 Иллюстрация на слайде дублирует рисунок в учебнике Вигасина А. и др. Анимация поставлена на щелчок. Инфор­мация выводит­ся после ответов учеников

Как вы думаете, ка­кое место могли вы­брать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюст­рацию(если использу­ется учебник Вигасина А. и др., то можно так­же пользоваться учеб­ником)и опишите ме­сто расположения бу­дущего города. Какие здания строили коло­нисты кроме жилищ?

Используя иллюст­рацию, ученики мо­гут указать, что го­род должен распо­ложиться на берегу моря, назвать прочие условия.

Должны быть назва­ны храмы, стены, общественные зда­ния

Слайд 10

Переход на слайд 11 после ответов на во­прос учащихся

Но построить город было недостаточно. В этом городе люди пы­тались установить свои порядки.

Как вы думаете, ко­лонисты все делали так же, как в родном полисе?

Любой ответ, данный учениками, должен быть обоснован. Ученики должны прийти к выводу, что в новом городе пере­селенцы старались сохранять порядки родного полиса, но от многого они отка­зывались

Слайд 11

Анимация по­ставлена на щелчок. Ис­пользован ри­сунок из учеб­ника Данилова Д. и др. Всеоб­щая история. Древний мир. М., 2006. С.137. По щелчку ис­чезают жрец, вождь, судья. Появляются по щелчку на месте ареопага жрец и судья

От каких порядков могли отказаться ко­лонисты, а какие по­рядки сохранить?

Можно указать, что судей и жрецов выбирало народное собрание

Предположения уча­щихся могут быть различными. В качестве сохра­ненных могут ука­зать, что использо­вался труд рабов, сохранялось народ­ное собрание, опол­чение, законы и т.д.

Слайд 11

Переход на

слайд 12 по щелчку

Если ученики укажут демократию, необходи­мо конкретизировать ситуацию, указать, что демократия существовала не везде, а там, где колония создавалась аристократами, демокра­тии не было. Обязательно необходимо указать, что лучшими в новом полисе считались пер­вые поселенцы, владельцы самых хороших участков земли

Слайд 12

Название слай­да - гипер­ссылка на скрытый слайд- словарь. Воз­вращение по термину. Переход на слайд 13

Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до при­хода греков. Как вы думаете, грекам нуж­ны были соседи? По­чему?

Что варвары могли дать грекам, и что греки могли дать варварам?

Любой ответ, дан­ный учениками, должен быть обос­нован.

Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. (Война и торговля)

Слайд13Анимация по­ставлена на щелчок. На слайде карта Греции и чер­ного моря

Много греческих поселений было расположено на берегах Черного моря. Посмотрите внима­тельно на карту

Слайд 13

Найдите колонииМассилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес, Ольвия, Танаис. Выступление обучающихся с презентациями «Ольвия», «Танаис»

Обучающиеся должны назвать их местоположение

Слайд 13

Заполните контурную карту « Основание греческих колоний» с. 20 (Рабочая тетрадь 5 кл.)

Отмечают кружочками греческие колонии Ольвия, Херсонес, Пантикапей,Танаис

Слайд 13

Пощелчку карта частично выцве­тает. От распо­ложения Греции к Черному морю протягивается стрелочка - на­правление тор­гов™

Как вы думаете, на­сколько тесно были связаны колонии Се­верного Причерномо­рья и балканская Греция?Если возни- . кают трудности, учи­тель может напомнить о причинах колониза­ции и торговле

Ученики могут пред­положить, что между колониями и метро­полией сохранялись тесные связи.И большую роль в этих связях играла тор­говля

Слайд 13

Ани­мация постав­лена на щелчок. Появляется пе­речень товаров по степени зна­чимости

Как вы думаете, что греки могли везти в колонии?

Ученики могут на­звать различные то­вары. Часто бывает, что ученики назы­вают хлеб. Эту ошибку необходимо корректировать

Слайд13Анимация по­ставлена на щел­чок. Появляется направление маршрута, затем перечень товаров по степени зна­чимости. Переход на слайд 14

$11.      А что греки могли вывозить из коло­нии?

$12.      Как вы думаете, выгодно было торго­вать с колониями?

$11.    Ученики должны назвать зерно, рабов, шкуры животных, мед.

$12.    Вопрос о выгоде ученики должны решить самостоя­тельно, любое мне­ние должно быть аргументировано

Физкультминутка

Обучающиеся под руководством учителя выполняют физические упражнения

Слайд14Анимация по­ставлена на щелчок

Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по- прежнему продолжали считать себя единым народом - эллинами. Как вы думаете, что

позволяло грекам -

считать себя единым народом?

Ученики могут на­звать единый язык, традиции,религию

Слайд14

Но как вы думаете, можно было отличить жителя колоний от жителя Греции? (Необ­ходимо обратить внимание на то, что греки на новой родине заимствовали некоторое обычаи у местного населения). Характерной чертой эллинского мира была высокая подвижность населения. Эллины очень часто переезжали из одного полиса (колонии) в другой

Слайд 15. Слайд является скрытым. Словарь урока. Переход к слайду по гиперссылкам, поставленным на слова. Возвращение на исходный слайд по изучаемому термину

Слайд16 Выводы. Ани­мация постав­лена на щелчок

Давайте подведем ито­ги. Почему происходи­ло переселение, каковы были его результаты?

 

Слайд 17

Домашнее задание. Выполнение последнего задания выборочное. Необходимо составить 1 рассказ

Слайд18 Рефлексия

Ученикам предлагается ответить на вопросы на слайде

Слайд19-21 Информация об используемой литературе и интернет- источниках

   

Домашнее задание - параграф 32