Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Гуситское движение в Чехии

История

  Тип  урока: формирование новых знаний.

 Форма урока: проблемный урок.

Цель урока: установить связь между причинами и следствиями социального выступления в средневековой Европе; раскрыть историческое значение гуситского движения в Чехии.

Задачи урока:

- Обучающие: обучающиеся смогут характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе; представлять характеристики известных исторических личностей (Ян Гус, Ян Жижка).

   -Развивающие: обучающиеся смогут продолжить развитие умение сравнивать, сопоставляя состав и цели двух основных течений  – умеренных и таборитов – в гуситском движения, смогут продолжить развитие умения аргументированно давать   оценку  событию, используя факты.

- Воспитывающие: используя факты героической борьбы чешского народа против  социальной несправедливости, обучающиеся смогут объяснить ,почему имена исторических  личностей (Карла 4 , Яна Гуса , Яна Жижки ) сохранились в памяти поколений.

Основные понятия и термины: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение.

Оборудование:  

 1 . Презентация « Гуситские войны».

 2 . Мультимедиа(проектор , экран, колонки) .

 3 .Агибалова Е.В. Всеобщая история .История  Средних веков. 6 класс: учеб . для общеобразовательное  учреждений  /Е.В. Агибалова , Г.М. Донской ; под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение , 2012.

 4. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История Средних  веков.Хрестоматия  .- М.: Просвещения , 1988.

 5 . Карта «Чехия 8-15 вв.».

 6 . Карта «Гуситские войны 1419-1434гг.».

Структура урока

-Организационный этап.

-Создание проблемной ситуации.

-Формулирование  проблемы.

-Актуализация имеющихся знаний.

-Поиск решения (открытие нового знания).

-Выражение решения. Применение нового знания .

-Рефлексия

-Домашнее задание.

План урока

1.Чехия в 14веке.

2.Жизнь и смерть Яна Гуса.

3.Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников .

4.Ян Жижка.

5.Итоги и последствия гуситского движения.

Ход урока

   Этапы

   урока

     Учитель

(наиболее типичные действия,фразы диалога с обучающимися)

    Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

    Доска и оборудование

     

Слайд 1.Титульный.

Данные об авторе.

Слайд 2.Тема урока.

Слайд 3.План урока.

Организационный этап.

(Обращает внимания учеников на слайд)

Согласитесь, удивительно  красивые  виды.

- Сегодня  мы с вами совершим путешествие в одно из красивейших государств Западной Европы - Чехию. На слайде современный облик страны. А это  - столица

Чехии, город Прага.

Жителей Чехии очень гордятся  своей страной, своей историей. Свидетельством тому являются прекрасно сохранившиеся памятники истории  и архитектуры.

 

Виды Чехии:

Слайд 4.Гора Табор.

Слайд 5.Вид с горы Табор.

Слайд 6.Собор Святого Вита.

Слайд 8. Внутреннийвид Сбора Святого Вита.

Слайд  9. Город Прага. Общая панорама.

Слайд  10.  Вид города Прага с площади Я. Жижки.

Слайд  11. Памятник  Яну Гусу.

Слайд  12. Памятник  Яну Жижке.

 

  -Все эти достопримечательности связаны между собой

не только местонахождение, но и событиями , с которыми сегодня на уроке мы с вами познакомимся.

Работают с учебником -            § 24,стр.200. Определяют название темы урока по названию параграфа «Гуситское  движение в Чехии»,

На слайде 13 название темы урока «Гуситское  движение в Чехии» и предлагаемые вопросы.

 

Откройте учебник - № 24, стр.200.Определите название нашей темы урока, запишите ее в тетрадь.

Записывают ее в тетрадь.

 

Создание проблемной ситуации.

-Какие вопросы у вас возникают после прочтения названия темы?

-Обратите внимание на высказывание Яна Гуса. Как вы поняли  его смысл?

1.Что такое гуситское движение?

2. Почему оно произошло?

3. Кто был участником этого события?

4.Как оно протекало? Чем закончилось?Какие итоги и результаты имело?          Ученики делают предложение, что речь на уроке будет идти о проблемах в отношениях между человеком и церковью.

Слайд 14.Портрет Я. Гуса.

«Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами воззрю на небо?»(Ян Гус)

 

Из каких исторических источников мы можем получить ответы на эти вопросы?

Учебник, карта, документы.

 
 

Класс делится на группы:

1:группаработает скартой атласа «Чехия в 13-15вв.»с.10 и учебником

(№8 стр.65.

Задание: Описать местоположение Чехии. Рассказать об образовании Чешского государства.

2 группа: работает с учебником(№23 стр.193.

И документом «Основание пражского университета» (Хрестоматия по истории

Вывод:

1.В 14 в.  Чехия- самое сильное государство в Священно Римской империи.

2. Чешский король был избран императором Священно Римской империи и покровительствовал развитию Чехии.

3. Чехия переживала хозяйственный подъем.

4.Крестьяне находились в бесправном положении. Католическая церковь –крупнейший, могущественный землевладелец.

 
 

Средних  вв., стр.17).

Задании : Рассказать о личности и деятельности Карла1 (4)

3 группа  работает с учебником (№24 стр.200.

Задание: Рассказать о государстве Чехия и его хозяйстве.

4 Группа  работает с учебником (№24 ст.201 и документом

 « О положении чешского крестьянства:

а) Село Бжезнов»

(Хрестоматия по истории Средних вв., стр.17).

Задание:

 Расскажите о положении чешского крестьянства и католической церкви в Чехии.

   
 

-Какое вы заметили противоречие?

Что вас удивило? Что вы думали сначала , и как обстояло дело на самом деле?

Почему вы не смогли  выполнить задание?

(Акцентирует внимание на отношениях между обществом и церковью).

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания)

Выявляют противоречие – проговаривают его.

 

Версии.

-Какие у вас есть версии ответа на вопрос?

Предлагают версии.

Стрелками указаны ключевые слова. Например:  несправедливость, неравенство, бедность, голод, повинности, рост, могущество церкви, поборы церкви,  нежелание содержать церковь.

Актуализация имеющихся  знаний.

- Что мы уже знаем по этой проблеме (вопросу)? В отличии от этих стран, подъем хозяйства в чехи привел к

Вспоминают, как рост городов и развитие ремесла и торговли повлияли на положение крестьян во

Слайд 18. Причина социальных вступлений в Чехии:

1.Личная зависимость крестьян от панов.

2.Всеобщее недовольство засильем католической церкви

 

освобождению крестьян от личной зависимости. Чешские крестьяне, кроме феодальной подати, платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К началу 15в. Главной повинностью стал денежный оброк но одновременно увеличилось барщина .  Крестьяне целиком зависели от произвола пана, который мог перевести крепостного на худший надел или превратил в безземельного дворового. Почти в каждом феодальном замке был и свой суд, тюрьма и палач. В 1402 году

Впоминают, как рост городов и развитие ремесла и торговли повлияли на положение крестьян во Франции и в Англии. №17 «как происходило объединение Франции» п.1.

Даже если обучающиеся не смогут ответить на эти вопросы, сама их постановка акцентирует внимание на причинах настроения недовольства из-за усиления католической церкви

Роста немецкого влияния Чехии   возникновение противоречий внутри класса феодалов.  

3.Рост немецкого влияния в городском управлении.

4.Желание феодалов  обогатиться.

 

крестьянами было запрещено обращаться в королевский суд с жалобами на господ.

Они были отданы  во власть феодалов.

Вопросы:

$11.      Против кого нарастало недовольство крестьян и городских бедняков?

$12.      Какие слои населения могли проявлять недовольство могуществом католической церкви?

$13.      Чего добивались феодалы?

4.     Чем были недовольны  горожане?

   

Поиск решения проблемы

Борьбу чешского народа против католической церкви возглавил Ян Гус.

Опережающее задание.

Краткое сообщение обучающегося о семье,

Слайд 14. Ян Гус.

Слайд 19. «Ян Гус на Констанцском соборе».

 

Вопросы к документам:

$11.      Чьи интересы защищал Ян Гус?

$12.      Кого подвергал критике в своих выступлениях?

$13.      Что обличал в проповедях?

4.Какие требования выдвигал к чему призывал народ?

годах учения, личностных качествах Яна Гуса.

Затем обучающиеся зачитывают и пытаются объяснить отрывки из выступлений Яна Гуса ( Хрестоматия по истории Средних веков, стр. 19), учебник №25 , п.2.

Например: 1.Защищал интересы народа.

2. Подвергал критике духовенство, его жадность и продажность.

3.Обличал духовенство в отступничестве от провозглашенной в Евангелии бедности.

Осуждал роскошь

 
   

 и богатство панов, в то время когда крестьяне остаются нищими и бесправными.

4.Требовал провести реформу церкви.

Призывал отнять у церкви и монастырей их богатства.  Требовал отмены платы за обряды, ведения богослужения на родном языке.

Предлагал организовать в Чехии свою церковь, подчиняющуюся не папе, а королю Чехии.

Требовал отдать руководящие должности в руки чехов.

Вывод:

 
   

Идеи Яна Гуса были направлены против католической церкви, он осуждал жестокость, но не выступал не против существующих феодальных порядков, ни против собственности феодалов на землю.

           

 
 

Деятельность Яна Гуса была осуждена католической церковью, он был объявлен еретиком и в 1415 году казнен.

Обращаем внимание на слайд с учебной картины В. Малышева: «Ян  Гус на

Констанцском соборе».

Зачитывают отрывок из «Письма участника собора о  заключительном заседании по делу Яна Гуса», №25, стр.197(документ позволяет  обучающимся понять, почему церковь боялась распространения

Слайд 19. «Ян Гус на Констанцском соборе».

Слайд 20. Казнь Я.Гуса.

 

Перед казнью Ян Гус встретился со своими чешскими друзьями, которые просили его отречься от своих взглядов , сохранив тем самым себе жизнь , чтобы в дальнейшем продолжить борьбу.

Задание:

Обсудите , правильно ли поступил Ян Гус , отказавшись последовать совету друзей ?

взглядов чешского патриота );»Заявление Яна Гуса в соборной церкви 6 июля 1415 г.» ( Хрестоматия по истории Средних веков ,стр. 21).

Вывод : сила поступка Яна Гуса - в его преданности своим убеждениям.

 
 

Казнь патриота Яна Гуса

Послужила мощным толчком к открытой борьбе чешского народа против католической церкви и ее  сторонников.

Множество людей шло в горы («хождение в горы»)

Записывают в словарь определение понятия «гуситы».

Работают с картой.

Определяют местоположение Праги.

Слайд 21. Гуситы.

Слайд 22. Карта. Начало гуситских войн. Восстание в Праге.

Слайд 23. Табориты.

Слайды 24-28.  Сравнительная таблица «Течения в гуситском движении» (такое расположение таблицы на слайдах позволяет по-разному организовать работу учеников).

 

и слушало проповеди священников, которые считали себя верными последователями Яна Гуса.

Все последователи Яна Гуса стали называть себя гуситами .

   
 

Летом 1419 года в столице Чехии Праге произошло восстановление горожан. Горожане вступили в открытую борьбу с ненавистными правителями города, жестоко расправляясь с ними, громя монастыри и убивая. Среди восставших сложилось два течения: умеренные и табориты, которые имели различия между собой.

Работают со словарем.

Записывают определение.

Заполняют сравнительную таблицу  «Течения в гуситском движении».

Вывод:

В Чехии началось гуситское движение –борьба чешского народа против католической церкви. Наиболее решительная часть гусситов

 
 

Задание:

заполнить таблицу

табориты – вели борьбу против феодального гнета

 
 

Папа римский объявил крестовый поход против гуситов. В чем причина крестовых походов против гуситов?

1.Римский папа и германский император увидели в борьбе чешского народа смертельную для себя опасность.

2.На путь открытой вооруженной борьбы против католической церкви впервые встала целая страна.

3.Император Сигизмунд (провозглашенный  королем.

Работают с картой №25, стр.200

«Гуситские войны 1419-1434гг.».

Задания:

1.Найти основные центры гуситского движения.

2.Проследить крестовые походы против гуситов

3Найти места важнейших битв.

3.Определить основные направления зарубежных походов таборитов .

4.Сообщение о Яне Жижке.

Слайд 29. Карта «Гуситские войны 1419-1434гг.»

Слайд 30. Ян Жижка

 

 Чехии)

Потребовал от германских князей военной и денежной помощи и стал набирать войско для вторжения в Чехию, чтобы подчинить ее своей власти.

Работа с картой № 25, стр.200  «Гуситские войны 1419-1434гг.».

Были предприняты пять крестовых походов против гуситов, однако все они закончились поражением крестоносцев.

   
 

Проблемный вопрос: «Почему войска гуситов. Состоявшие в основном из крестьян и ремесленников, в течении 15 лет побеждали хорошо

Знакомятся с иллюстрациями учебника, картинками слайда.

Делают выводы:

1.Использование новых средств

Слайд 31. Укрепленный лагерь таборитов.

Текст учебника, п.5 «Народное войско», стр.201.

 

вооруженные армии противника?»

средств и способов борьбы.

2.Высокий моральный дух,

3.Суровая дисциплина.

4.Хорошая организация.

 
 

В ходе гуситских войн происходили частые столкновения между таборитами и умеренными. Лишь для борьбы с крестоносцами эти два течения в гуситском лагере объединяли свои силы .

Чехия устала от многолетних войн; разорения населения, упадок хозяйства, ослабление торговых связей, высокие цены.

К тому же умеренные к 30-м годам уже достигли в основном

 

Слайд 32.Осада Праги. Битва при Липанах.

Слайд 33. Памятник погибшим при Липанах.

 

все своих целей и в 1433гг. подписали соглашение с представителями папы и императора. Чешские паны заключили между собой военный союз против таборитов .

В решающей битве при Липанах в 1434г. Табориты потерпели поражение и были разгромлены.Паны стали хозяевами Чехии.

   

Выражение

решения

Применение нового знания.

Последствие Гусинского движения:

1. Католической церкви был  нанесен ущерб.

2. Путем вооруженной борьбы у Католической  церкви была отнята часть имущества.

В целях экономии времени возможно применение заранее приготовленных карточек, памяток, которые раздаются после проговаривания последствий

Слайд 34. Последствия гуситского движения.

 

3.Церкви пришлось пойти на соглашение с еретиками.

4. Победило умеренное крыло гуситов.

5. Утвердилась гуситская церковь, хотя в стране сохранились и католики.

6. Крестьяне перестали платить десятину.

7.Большую роль в управлении стал играть сейм (собрание представителей сословий).В Чехии утвердилась сословная монархия.

8. Гуситское движение способствовало выступлениям против католической церкви в других странах Европы.

гуситского движения

 

Рефлексия.

Подводится итог работы, (Основная причина социальных выступлений в Европе- социальное неравенство.)

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

-Как вы оцените свою работу?

Обобщают, делают выводы.

Самооценка.

Слайды 35-36.Тест.

Домашнее задание.

   

§24, выполнить рисунок стр. 199 «Оружие и повозка гуситов», стр. 201 «Укрепленный лагерь гуситов»