Технологическая карта урока в 6 классе «Цветок и его строение»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Технологическая карта урока в 6 классе «Цветок и его строение»

Биология

 

Ф.И.О.             Высоцкая Ольга Викторовна
Предмет:      биология
Класс:             6 «А»

Тип урока:     комбинированный – 45 мин

Тема

 Цветок и  его строение

Цель

 Формирование у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.

Задачи

 Образовательные:

$1·         Изучить  строение цветка;

$1·         Изучить особенности строения однополых и обоеполых цветков;

$1·         Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Развивающие:

$1·         Формирование умения распознавать цветки  растений различных семейств и применять знания в новой ситуации;

$1·     Расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:

$1·     Подвести учащихся к пониманию значимости цветковых растений в природе и их эстетического значения;

$1·     Бережного отношения к цветковым растениям в экосистеме РТ.

УУД

ЛичностныеУУД:

$1·     Формируют  адекватную  мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентированные  на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные УУД:

$1·         учатся контролировать и оценивать свои действия;

$1·         вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

$1·         используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

$1·         выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД:

$1·         осуществляют сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации;

$1·         строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации с учителем и сверстниками;

Познавательные УУД:

$1·         устанавливают причинно-следственные связи между понятиями и строением цветков;

$1·         проводят сравнение признаков, классификацию объектов по заданным критериям и осуществляют  их синтеза;

$1·         строят рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении

Планируемые результаты

Предметные.

Учащийся должен знать:

$1·         цветок – видоизмененный укороченный побег;

$1·         строение цветка;

$1·         отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником;

$1·         признаки правильных и неправильных цветков;

$1·         строение тычинок и пестиков;

$1·         особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков;

$1·         признаки однодомных и двудомных растений;

$1·         роль семязачатков в формировании семян;

Учащийся должен уметь:

$1·         узнавать и называть части цветка;

$1·         определять правильный цветок или неправильный;

$1·         различать обоеполые цветки от  раздельнополых;

$1·         выделять из знакомых растений однодомные и двудомные;

$1·         различать части составляющие тычинки и пестики;

$1·         читать и составлять формулу цветка.

Личностные:

$1·         осознание значимости цветковых растений в экосистеме;

$1·         применение полученных знаний в повседневной жизни;

$1·        формирование экологического мировоззрения.
Метапредметные:

$1·        составление плана изучения темы, оценка изученного материала, осознание качества и уровня усвоения;

$1·        знаково-символические действия;

$1·        анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом;

$1·        работа с учебником, дидактическим материалом, макетами.

$1·        моделирование понятий;

$1·        работа в группе, умение принятия решений, оценка действий партнера.

Основные понятия

$1·          значение терминов: пестик , тычинка, лепестки, венчик и его виды, чашечка и ее виды, чашелистики, цветоножка, цветоложе,  сидячие цветки, пыльник, тычиночная нить, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачаток

Межпредметные связи

 Экология , география

Ресурсы:

  •  Основные
  •  дополнительные

Учебник .

Модели «Цветок картофеля», «Цветок капусты», «Цветок сливы», «Цветок  гороха» и др. Цветущие комнатные растения. Гербарный материал. Таблица «Строение цветка».

 Мультимедийный проектор. Ноутбук. Видеофильм.

Форма урока

Интерактивный урок с использованием видеопрезентаций.

Технология

 Личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; ИКТ


Дидактическая
структура
урока

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

$11.      Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

 

Время - 1 мин.

$11.      Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

$12.      Настраивает на плодотворную работу.

$13.      Сообщает план занятия.

$11.      Приветствуют преподавателя.

$12.      Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей ( тетрадь,  пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок

$13.      Слушают преподавателя.

Познавательные: Активизируется внимание, создается рабочая обстановка.

Коммуникативные: Создается положительный психоэмоциональный фон для совместной деятельности.

Регулятивные:

Учатся самостоятельно подбирать материал для занятия.

Личностные:

 формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.

$12.      Актуализация знаний по ранее изученной теме

Цель:  Обобщение и систематизация  полученных знаний по ранее изученной теме: «Побег и его строение».

Время – 8 мин.

   3. Мотивация

1. Преподаватель проводит контроль знаний:

А )Заполнить таблицу

Б ) Индивидуальный  контроль ( работа с карточками  - 4 учащихся )

Таблица в презентации.

 Текст  заданий прилагается в презентации .

Даже ночью муравьишка                  Не пропустит свой домишко

Путь дорожку до зари

Освещают фонари

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Загадки :Горел в траве росистой  Фонарик золотистый,                   Потом померк, потух,                                                И превратился в пух.

На кустах в саду растёт                         Запах  сладкий ,словно мёд                         Но нередко льётся слёзы                         Тех кто рвёт их .Это……                               

1). учащихся отвечают письменно.

2 ). учащихся отвечают устно, дополняют  ответы  друг друга  и анализируют их.

Обучающиеся разгадывают загадки и с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

Познавательные : Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные:

 учатся контролировать и оценивать не только свои действия, но  и действия своих одноклассников в сотрудничестве с учителем.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

$13.      Изучение нового материала

Цель: «Формирование у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений».

$11.     Понятие «цветок».

$12.     Части цветка (цветоножка, цветоложе).

$13.     Понятие «венчик» и его строение

$14.     Понятие «чашечка» и ее строение.

$15.     Понятие «околоцветник»  и его строение .

$16.     Понятие « правильный цветок».

$17.     Понятие « неправильный цветок

$18.     Основные части цветка: тычинки и пестик. Их строение.

$19.     Понятие «завязь». Типы завязи.

$110.Понятие «семязачаток» и его строение.

$111.Понятие «однополые цветки».

$112.Понятие «обоеполые цветки».

$113.Типы цветковых растений:

однодомные и двудомные.

$114.  Формула цветка.

Время - 25 мин.

  Актуализацию опорных знаний учитель проводит в форме проблемной  беседы с учащимися.

$11.      Учитель читает стихотворение о цветах.

$12.      Какие цветковые растения Вы знаете?

$13.      Как Вы думаете, все растения образуют  цветки?

$14.      Чем отличается цветок шиповника от цветка роза?

$15.      Как Вы думаете, почему одни цветки мелкие и невзрачные, а другие крупные и яркие?

$16.      Какова основная функция цветка?

$17.      Каким органом является цветок?

Они прекраснее всего         Что даёт

Природа на Земле. но дар её бесценный  - цветок , для всех искусств  – образчик неизменный

Жак Детиль

Звучит музыка Чайковский «Вальс цветов».

           Демонстрация слайдов     

Рассказ с элементами беседы

Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией презентации и цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.

Учащиеся слушают

Учащиеся активно принимают участие в беседе.

$11.                Учащиеся внимательно смотрят, наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.

$12.                Отвечают на поставленные вопросы учи-телем  по ходу объяснения нового материала.

3 .    Сравнивают растения и находят в них отличия или общие признаки.

   4.    Выступают учащиеся с опережающими сообщениями о цветках рекордсменах.(2 мин.)

   5.    Лабораторная работа по инструктивной карточке и заданию в учебнике  (рисунок в тетради ).

Работают с муляжами гербарием и таблицами

Заполняют таблицу  из презентации.

 (формула цветка).

Личностные:

Установление учащимися связей между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные :

Активизация мыслительной деятельности. Стимулирование познавательного интереса, благодаря чему новый материал лучше воспринимается, запоминается, усваивается и воспроизводится в последующем.

При изучении материала используется смена деятельности, разнообразие дидактического материала, что способствует формированию и развитию у учащихся логических действий таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Воспитание дисциплинированности, собранности, ответственности

и умения работать в коллективе.

Регулятивные:

выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

$14.      Закрепление и осмысление изученного материала

Цель: Выявить степень усвоения нового материала

Время -7 мин.

Задает вопросы учащимся:

$11.      Что является главным отличительным признаком покрытосеменных растений?

$12.      Какой околоцветник у тюльпана?  Почему?

$13.      Что собой представляет «голый цветок»?

$14.      Что является главным органом цветка?

$15.      Какие цветки встречаются в семействе «Сложноцветные»?

$16.      Какое строение имеет «сидячий цветок»?

$17.      Опишите формулу цветка:

4Л4Т4+2П1-

Если ты сорвёшь цветок                                  Если я сорву цветок                       Если все : и я ты                                 Если мы сорвём цветы                          То окажутся пусты и деревья и кусты И не будет красоты                         Если мы сорвём цветы.

Самостоятельная работа учащихся

Сформулируйте вопросы по теме  и задайте их друг другу по цепочке.

            Проблема ?

Познавательные : строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

5. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Время - 3 мин.

Домашнее задание- 1 мин.

Задает вопросы учащимся:

Чему  Вы сегодня научились?

Зачем Вам нужны новые знания?

Что было интересным?

Какие затруднения у Вас возникли при работе на уроке?

Комментирует оценки

Делает выводы о достижении поставленных целей

6 .Сообщает  домашнее задание

Прочитать параграф 11, выучить основные понятия и термины.

Сделать аппликацию цветка.

Отвечают на поставленные вопросы

Слушают задание в интернете.

Записывают в  дневнике пар. 11 ,аппликация.

Познавательные : Устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Учатся самостоятельно подбирать материал.

Личностные : формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности