Урок биологии в 5 «А» классе ФГОС «Пластиды в клетках растений»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок биологии в 5 «А» классе ФГОС «Пластиды в клетках растений»

Биология

 

 Задачи урока:

  1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение пластид в клетках растений.             

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с микроскопом; научиться  готовить микропрепараты клеток листа элодеи, клеток томата; распознавать основные части клетки на микропрепарате и таблице.

  3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе .

Методы и методические приѐмы

Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретѐнных знаний (упражнения, практическая работа, решение проблемных задач).

 Тип урока: изучение нового материала, лабораторная работа.

 Оборудование: ПК, медиапроектор, микроскопы , оборудование для лабораторной работы, прозеленённые клубни картофеля, растение колеус ,презентация по теме «Пластиды».

Содержательная часть урока:

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке ,проверяют наличие учебных принадлежностей.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2. Актуализация

Заглянём ка на часок

В нашу клетку –теремок

Там такое происходит

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Аещё в ней  там и тут органоиды живут

Формулировка темы и  цели урока:

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные пробелы.

1) устный ответ с места :

- назовите известные вам увеличительные приборы

-как приготовить микропрепарат клеток кожицы лука?

2) ответ у доски:

назовите и покажите основные органоиды клетки ?

1 ученик оценивает ответы товарищей (показывая смалики).

1 и 2 парты каждого ряда выполняют письменную работу на карточках(заранее раздать по этим вопросам):

1. назовите основные органоиды растительной клетки.

2.Соотнесите название органоида клетки и выполняемую функцию (Слайд).

Предполагают тему урока и формулируют цели урока.

Отвечают на вопросы

Работа в карточках.

Работают у доски.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Целеполагание

построение логической цепи рассуждений

Логические:подведение под понятие, выведение следствий.

3. Мотивация

Слайды на доске « Органоиды растительной и животной клеток».

Сравните схемы строения растительной и

животной клетки. Какие вы увидели отличия?

Как называются эти мелкие тельца? Ответ найдите в тексте учебника на стр.37.

Мелкие тельца –пластиды,органоиды придающие окраску листьям, цветкам, плодам и они могут быть не только зелёного цвета.

Предполагаемый ответ: в растительных клетках находятся мелкие тельца зелёного цвета.

Общеучебные: знаково-символические (работа с рисунками ).

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

4. Изучение нового материала.

Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД.

Формулируем тему и цель урока .

Объяснение учителя об особенностях строения пластид с привлечением дополнительного материала и демонстрацией слайдов.

Цвет пластидам обеспечивают пигменты. Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

Слайд

Хромопласты содержат

оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью.

Лейкопласты-бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля.

Демонстрация: пластиды могут взаимопереходить друг в друга ( демонстрация позеленённого клубня картофеля и осенних листьев.

Физкультминутка.

Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи в плодах томата и яблока».

Рассматривание микропрепарата пластид в клетках томата.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока,  знакомятся с планом  достижения цели.

Слушают объяснение учителя.

Анализ текста в учебнике стр.37

Самостоятельно составляют схему в тетрадях.

Слушают обьяснение учителя

Выполняют работу по инструкции  в учебнике стр. 37, 39 и инструктивной карточке.

 (приложение № 1).

Самостоятельно рассматривают микропрепарат ,продолжают заполнение  таблицы по слайду.

 

Целеполагание :выражение своих мыслей

Логические:подведение под понятие, выведение следствий;

работа в группе) планирование :(определение цели, функций участников, способов взаимодействия) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

1. В клетках листа элодеи вы увидели пластиды…

2. Бесцветные пластиды….

3. Окраску плодам, лепесткам придают…

4. Лейкопласты на свету превращаются в….

5. Хлоропласты на свету могут превращаться

в….

6.Осенью когда дни становятся короче хлоропласты листьев превращаются в……

7. Красные или жёлтые пластиды….

8  В каких пластидах содержится хлорофилл…..

9. Какие пластиды встречаются в клубнях картофеля…

Поднимают заготовки (квадратики, вырезанные из цветной бумаги: хлоропласты-зелёный цвет,хромопласты-оранжевый, жёлтый цвет, лейкопласты-белый цвет).

 

 

 

 

оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

6. Рефлексия учебной деятель ности.

Слайд:

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Логические: построение цепи рассуждений, обобщение, анализ, синтез.

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7. Домашнее задание

1. В учебнике стр.37-40., вопросы №1-4.

2. Творческое:сделать модель-аппликацию растительной клетки.

   

                         

1 настроим микроскоп

                                                                                                                                         2 направим луч света в отверстие предметного столика

 

3 на предметное стекло  нанесём  капельку воды.

 

4 положим немного препарата и разровняем препаравальной иглой  до  тонкого слоя

 

5 накроем микрпрепарат покровным стеклом, и положим на предметный столик микроскопа

 

6 вращая винты найдём изображение препарата.