Урок "Плавание тел"
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок "Плавание тел"

Физика

Урок « Плавание тел»

Разработан учителем физики Ярустовской Галиной Владимировной.

Цель урока: Выяснить  условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

  • теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;
  • установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
  • продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
  • научить учащихся решать качественные задачи;
  • проверить усвоение нового материала;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • воспитание интереса к предмету;
  • знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;

Оборудование:

  • проектор, экран;
  • на 2 человека набор: два стакана с водой, грузики: деревянный и железный, кусочки картошки, соль, палочка  для размешивания, масло и пипетка;
  • опорные конспекты по количеству учащихся.

(Урок сопровождается показом презентации )

Структура урока

1.Проверка домашнего задания

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с дей­ствием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возни­кает при погружении тела в жидкость?

Ученик. Архимедова сила.

Учитель. Как направлена эта сила?

Ученик. Она направлена вертикально вверх.

Учитель. От чего зависит архимедова сила?

Ученик. Архимедова сила зависит от объема тела и от плот­ности жидкости.

Учитель. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

Ученик. Тогда для подсчета архимедовой силы надо ис­пользовать формулу FA= rжgV,  где V объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Учитель. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Ученик. Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, ее вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жид­кости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно опреде­лить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.

Учитель. Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это. Запишите в тетради тему уро­ка — «Условия плавания тел». Слайд №1

2.Работа над новым материалом

1)Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

(Дети отвечают: Айсберг. Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга)

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде? Какие плавают?

(ответ: тяжёлые тонут, лёгкие плавают)

 

2) Демонстрация 1 Проверим на опыте с пластилином

Вывод из опыта; плавает ли тело- от веса тела не зависит

Подумаем ешё: от чего это зависит? ( от плотности)

 fiz3

3) Фронтальная работа с заполнением опорного конспекта 

Задание 1

.указать плотности тел и описать их поведение вывод

Подойдём к этому вопросу теоретически

Задание 2 Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри  жидкости.

(Дети выполняют задание, проверяем вместе, используя слайд 4).

Проведём опыт . Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустите их в стакан с водой.

(Дети проводят опыт и выполняют Задание 2, проверяем по слайду 5).

4) А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.

fiz1

(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду 6).

Демонстрация 2(?)для плавающего тела сила тяжести равна силе Архимеда

Итак, мы решили проблему?

5) Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 1. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети проводят опыт, они скорее всего догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

6) Докажем это ещё и теоретически.

Запишите формулу, выражающую  закон Архимеда. (Щелчок по слайду 6).

Запишите формулу  для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 6).

Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.

Допишите в опорный конспект  условия плавания тел, используя понятие плотности вещества.

(Проверим по слайду 6).

7) Вернёмся к моему вопросу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

8) Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

. Опыт 2

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.

9)Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

10). Решение задачи .

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три  несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. (Задача на карточке).

Укажите порядок расположения жидкостей.

В этот сосуд бросили три шарика:  парафиновый, пробковый, фарфоровый.

Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.

Проверить по слайду 9.

11) Демонстрация Слоёный пирог «Башня плотности»

fiz

12) Учёные придумали интересный прибор ареометр Для чего он служит?

действительности и на слайде 11). Он представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор?

Демонстрация прибора

На первом рисунке ареометр плавает в воде. Как изменится  его расположение, если его погрузить в серную кислоту? (Работа со слайдом 12).

3 Проверка усвоения материала

Тестирование.

fiz2

 

4.Домашнее задание.

§ 50, доклад о Мёртвом море, легенда об Архимеде.( слайды 7) о рыбах, почему они меняют глубину погружения

Приложение 1 "Презентация к уроку"

Приложение 2 Опорные конспекты для обучающихся

Приложение 3 Тестовые задания