Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по теме: «Обобщение и повторение темы «Спирты и фенолы»

Химия

Урок по теме:

«Обобщение и повторение темы «Спирты и фенолы»

Разработала учитель химии Носикова Екатерина Геннадьевна

 

Тип урока: Урок комплексного применения и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

 

Вид урока: Урок - общения и систематизации полученных знаний.

 

Цели урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме: "Спирты и фенолы".

 

Задачи урока:

 

образовательные:

обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, гомологии, изомерии, строении и свойствах спиртов и фенолов;

 

развивающие:

 

 

способствовать дальнейшему развитию умений учащихся составлять уравнение реакций, расставлять в них коэффициенты;

развивать умение работать со схемами, слайдами презентации, компьютером, с лабораторным оборудованием;

 

 

воспитательные:

развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;

развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;

воспитывать культуру умственного труда;

актуализировать личностный смысл учащихся к рассмотрению вопроса о вредном воздействии этанола на организм человека;

пропаганда здорового образа жизни.

 

Методы и методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с формулами, с информацией на экране и рабочими тетрадями, беседа, химический эксперимент с использованием средств ИКТ, и лабораторного оборудования, самоконтроль.

 

Организационные формы: групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация по теме: "Спирты и фенолы", учебники Габриеляна О.С. Органическая химия 10 кл. - М: Дрофа, 2007, рабочие тетради.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. (Мотивация.)

 

Эпиграф: Если путь твой к познанию мира ведет, -

Как бы ни был он долог и труден - вперёд! [3]

 

II. Постановка цели урока.

 

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы", на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы .

 

Сформулируйте цели нашего урока.

 

Итак, сегодня на уроке:

вы повторите, что такое спирты и фенолы;

вы выполните тренировочные задания;

вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;

вы приятно удивитесь: оказывается, вы уже так много знаете!

 

III. Анализ, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме: "Спирты и фенолы".

 

1.Посмотрите на формулы: СН3-СН2-ОН         С6Н5-ОН

В чем сходство и в чем отличие этих веществ?(обсуждаем вопрос)

Вывод: Это вещества из разных классов .

 

Разминка (устно, фронтально).

 

Поясни значение слов: кислородсодержащие соединения, функциональная группа, гидроксильная группа, гидратация, водородные связи, изомеры, гомологи.

 

2. Закрепление, обобщение, контроль знаний по теме:

 

Для более полного понимания, обобщения и закрепления темы "Спирты и фенолы" предлагается ответить на ряд ключевых вопросов :

 

Какие вещества называют спиртами?

 

Учащиеся дают ответы, дополняя друг друга.

 

После ответа учащихся на вопрос, демонстрируется на слайде презентация по спиртам.

 

А теперь закрепим материал, прорешав упражнения:

№ 1 Проведите и подтвердите уравнениями качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты. ( Т. Б.)

№ 2   Составьте изомеры и назовите их для бутанола-1.

№ 3   Допишите реакции между веществами : 1) метанол + калий ; 2) дегидратация пропанола-1 ; 3) этанол + уксусная кислота .

 

Группа учащихся демонстрирует презентацию по фенолам.

Еще раз обговариваем свойства фенола , его качественную реакцию.

Уч-ся выполняют упр.: Напишите реакции между фенолом и калием , гидроксидом калия , бромной водой.

 

Мы знаем о губительном действии спиртов на организм человека .

 

Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.

 

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.

 

А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?

 

Сообщение учащегося (презентация «Влияние этанола на организм человека ").
ximiya

 
Прослушав выступления, мы все сделали собственные выводы.

А сейчас я прошу вас закончить мою фразу:

Поздоровавшись с водкой, попрощайся :.с умом.

Когда появляется вино, удаляется:. мудрость.

Хмель шумит, ум :.молчит.

Вино ремеслу - не :..товарищ.

Услышанное на уроке надо мотать :.на ус.

 

Уч-ся выполняют тестовые (приложение 3 ) задания

V. Рефлексия.

 

Сядьте удобней, закройте глаза. Расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке (в это время звучит тихая музыка).

 

Я предлагаю вам выполнить рефлексивный тест, который не нужно подписывать.

 

В случае согласия с утверждением вы ставите знак "+" напротив него.

 

Рефлексивный тест. (приложение 2)

 

А теперь поднимите руки те, кто поставил пять плюсов, четыре плюса, три.

 

Эти оценки вы поставили мне. Если когда - нибудь школьники смогут сказать обо мне словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель "доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность, то это будет для меня высшей наградой".

 

VI. Домашнее задание: параграф 5, 17.

 

Составить кроссворд "Спирты и фенолы" (по желанию).

 

 

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

ximiya1 

 

VII.Литература.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.

Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат , 1961.

 

 

Приложение № 1

 

Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: " Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему? " Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: " Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё вне этих кругов - это непознанное, ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений ".

 

Так что, чем шире и глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов.

 На сегодняшнем занятии мы постараемся ответить на все вопросы, которые будут стоять перед нами.

Приложение № 2

 Рефлексивный тест.

 

С помощью знаков - и + оцените каждое суждение.

 

1. Я прояснил (а ) сегодня много новенького для себя .

 

2. Мне это пригодится в жизни.

 

3. На все возникшие вопросы я получил (а ) ответ.

 

4. Мне понравилось наше занятие.

 

5. Мне было интересно сегодня работать на уроке.

 

Приложение №3 презентация "Фенолы"

Приложение №4 презентация "Спирты"