Урок химии по теме «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок химии по теме «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Химия

Цель урока: сформировать умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ. Научить определять тип реакции по данному химическому уравнению.

Основные понятия: реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

Планируемые результаты обучения: знать определения реакций разложения, соединения и замещения. Уметь определять тип реакции по данному химическому уравнению.

Задачи:

1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца, подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.

2. Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

3. Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

4. Коммуникативные: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер.

Методы обучения: частично поисковые.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая. 

Демонстрации: прокаливание медной пластинки, горение магния. 

Лабораторные опыты: Разложение гидроксида меди (II). Реакция замещения меди железом. Реакция сульфата меди с гидроксидом натрия, разложение перекиси водорода.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

2. Приветствие.

3. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.

 

Учитель:

– Эти явления знаете вы

В природе и в нашем быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

– Что же это за явления?

Учащиеся:

– Химические реакции

Вопросы:

– Что такое химические реакции?

– Что такое химическое уравнение?

– Чем отличаются физические и химические явления?

– Какой закон лежит в основе составления химических уравнений? Кто автор этого закона?

– Чем отличаются простые вещества от сложных ?

Учитель:

– Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. Кроме того, хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.

3. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Задание: в верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в выше написанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами (приложение 1).

Урок можно начать с объяснения нового материала, где учитель продолжает формировать умение записывать уравнения химических реакций и расставлять в них коэффициенты.

При изучении типов химических реакций учащиеся знакомятся с классификацией химических реакций по такому признаку, как число и состав исходных и образующихся в результате реакций веществ; рассматривают особенности реакций разложения, соединения, замещения, обмена (используется презентация).

Учащиеся работают парами (заполняют таблицу №1, используя приложения 2, 3).

Проверяем правильность ответов, просматривая слайды презентации.

Учитель рассказывает о реакции разложения на примере разложения гидроксида меди, проводит беседу по следующим вопросам:

1. Сколько веществ было взято для реакции разложения и сколько веществ образовалось в результате реакции? Какие вещества образовались?

2. При каких условиях протекает эта реакция?

3. Какими признаками она сопровождается.

В качестве примеров реакций соединения учитель демонстрирует горение магния и прокаливание медной пластинки. Реакцию замещения учащиеся изучают, проводя лабораторный опыт – взаимодействие хлорида меди (II) с железным гвоздем.

Реакцию обмена рассматриваем на примере взаимодействия сульфата меди с гидроксидом натрия.

Методика рассмотрения этих типов реакций такая же, что и при рассмотрении реакции разложения.

Для закрепления полученных знаний учащиеся в конце урока выполняют несколько заданий, например:

1. Допишите схему химической реакции. Расставьте коэффициенты. Укажите тип каждой реакции.

2. Сравните реакции соединения и разложения (разложения и замещения, замещения и соединения): а) по числу взятых и полученных веществ; б) по тому, являются ли исходные и полученные вещества простыми или сложными.

3.Укажите тип химических реакций своего варианта на карточке (приложение 4)

Домашнее задание. § 16, упр. 5, 6 (с. 47).

 Приложение: Презентация к уроку