Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Литературно - музыкальная композиция "Дети войны"

Начальная школа

Литературно – музыкальная композиция   «Дети войны»

(Подготовили и провели учителя начальных классов Богатикова Л. А. и Есипова И. В.)

 

С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна.

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа .Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Человеческая память. Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе. Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон . Для нас война – это история.

Звучит музыка   «В лесу прифронтовом» (на фоне музыки)

1. Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

2. Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,-

Это значит – против нас.

 

1 Вед. В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война.

Музыка «Вставай страна огромная»

2 Вед.        И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки.

3уч. Мне на веку запомнилось немало,

И только детства вспомнить не могу:

Его война, как стебелёк, сломала

Июньским днём за речкой, на лугу.

1 вед. Великая Отечественная война – великое испытание для русского народа. В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от боли, страданий, ведь дети – это будущее страны. Выживут они – выживет страна: её идеалы, история, будущее.

2 вед. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

4 уч. Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьезно:

Страдали тяжко дети от войны.

1 Вед. Во время Великой Отечественной войны дети стали заложниками страшных событий, на их плечи лёг непосильный труд, дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.

 

 

5уч. Меня война пахать учила.

Как мальчик с пальчик, так и я

Ходил за плугом молодчиной,

Пахал военные поля.

6 уч.     И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

Что надо срочно и досрочно,

И безогрешисто пахать.

7 уч.    И я пахал, пахал и сеял.

И мать, забыв и мор и глад,

Шептала богу и соседям

Про мой крестьянственный талант.

2 вед. За годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию быть полезным родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы – кормильцы воевали, надо было поддержать семью.

1 вед. На Пермский мотостроительный завод принимали рабочих с 11 лет. Их было более двух тысяч, и съезжались они к Перми в теплушках со всей страны. « На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать» - улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война. Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают. Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».

2 вед. Однажды директор завода приказал собрать в своём кабинете лучших из лучших. Ребята столпились в дверях, не решаясь войти. «Ну что там, что?» - спрашивали задние у передних, подглядывающих в щелку.

«Варенье…» - ответили те потрясённо, увидев расставленные на столе банки с яркими этикетками.

Варенье съедалось, конечно, коллективом. Выдай премию директор деньгами – где бы они смогли купить в то время такое богатство?… Все они до единого утверждали, что компот (а в банках оказался именно компот) был очень сладкий. Но он был почти без сахара и потому скорее кисловатый. Но разве убедишь в этом их, детей военного времени, их, маленьких рабочих Победы?...

8 уч.    Зачем ты, война,   у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать     мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

 

1 вед. Женя,13-и летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках Женя нес табуретку. Он каждый день брал ее с собой, потому что из-за маленького роста он не доставал до станка. На этом станке в мирное время, работал отец Жени, который ушел воевать. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. И тогда мальчик решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. Он делал патроны для ружей и мечтал, чтобы патроны попали в полк, где служил его отец и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

2 вед. Фронт проходил всюду – на передовой и в тылу. Воевали все – отцы, матери, дети…

По примеру своего любимого героя тимуровцы помогали семьям погибших, в госпиталях ухаживали за ранеными, писали письма на фронт, выступали с концертами. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, писали письма солдатам, чтобы поддержать их боевой дух. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то любит его и ждет.

( Звучит письмо с фронта)

1 вед. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли. И ещё не дотянув до совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества и героизма, что удостаивались звания Героя Советского Союза, медалей и орденов. И уже ни для кого не были они простыми мальчишками и девчонками. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская и трудовая доблесть стояла в одном строю с мужеством и героизмом взрослых.

2 вед. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами. Немало детей сражалось с немецкими фашистами, находясь в рядах Советской Армии и Военно-морского флота.

9 уч.                 Горнили «к бою» трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй

 

10 уч.       Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

 

11 уч.         Жила в сердцах их взрослая отвага.

В двенадцать лет по – взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

1 вед. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжёлых испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

2 вед. Дети войны – все герои того страшного времени, и об этих героях нужно говорить, об этом нельзя молчать. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, погибали дети, ради жизни на земле.

1 вед. За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.

(По очереди выходят ребята. На фоне музыки они рассказывают о пионерах – героях. У каждого из них в руках портрет юного героя)

Звучит песня « Эх, дороги…»

Лёня Голиков из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов. Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.

Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду.

Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира. В феврале

Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию. Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.

 

12 уч.  Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет, нет!

Мальчишку в солдатской шинели

Неполных пятнадцати лет.

13 уч.   Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу,

Пионеры и тысячи их,

Кто погиб за страну и свободу.

 

13 уч.   Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,

То сними свою шляпу, товарищ!

2 вед. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

1 вед. Во время Вов немало детей за подвиги получили ордена и медали.

2 вед. Более 35 тысяч пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».

14 уч.                В далёком, тревожном военном году

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

 

 

 

15 уч.            На парте осталась раскрыта тетрадь –

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

 

16 уч.              И мы никогда не забудем с тобой,

Как смело тогда они приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать…

 

Музыка «Журавли»

1 вед. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

2 вед. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали с голода. Ловили кошек, собак, птиц, из столярного клея варили суп…

17 уч.                       Я жил зимою в Ленинграде…

Да, я не скрою: в эти дни

мы ели землю, клей, ремни;

но съев похлёбку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые войне.

18 уч.      Но он точил, пока рука

могла производить движенья.

И если падал – у станка,

как падает солдат в сраженье.

1 вед. Наряду со взрослыми ужасы блокады испытали на себе и дети.

Вместе они защищали город. Дети тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода.

19 уч.       На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

 

20 уч.          Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: Хлеба нет.

 

21 уч.                        Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

2 вед. У каждого из тех детей, которые находились в блокадном городе, была уже своя тяжёлая, а порой и трагическая судьба. На первый взгляд все они выглядели одинаково – испуганными, измученными, молчаливыми и малоподвижными. На этом сером, жутком сером фоне помнятся и видятся только ребячьи глаза – полные ужаса, горя, усталости и … надежды. Их не описать, не забыть.

 

 

22 уч.                Надо мною – блокадное небо.

Мне одиннадцать стукнуло лет.

Я гадаю над пайкою хлеба –

до конца съесть её или нет?

 

23 уч.    Дом соседний – кирпичная груда.

Скоро ночь.     Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду?

Не доесть?   Вдруг сегодня убьют?

1 вед. О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, ничем не отличающийся от вас, ото всех людей. И мы порой, живя рядом с ними, не знаем об их детстве, их юности. О событиях тех лет глазами детей мы узнаём из воспоминаний…

Вед. Поэт Е. Евтушенко вспоминает:

« Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Вов, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб, пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее, - всё это было суровой начальной школой нашего поколения. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом. Война унижала нас голодом, холодом, нищетой.

Мы – это дети Великой Отечественной войны, мы – это зелёные, ещё некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над рейхстагом». Всё больше и больше дней проходит со времён Великой Отечественной войны, всё дальше время отдаляет от нас события тех лет».

 

24 уч.                    Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

 

25 уч.                   Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

 

26 уч.                         Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

2 вед. Я хочу, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.     Я надеюсь, что детям никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.

Песня «Пусть всегда будет солнце!»

Если наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!