Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

«Правописание имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах».

Начальная школа

Урок русского языка в 4 «В» классе разработала учитель начальных классов Казинникова Людмила Анатольевна

 

Тема: «Правописание имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах».

 

Цели урока:

- ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах;

- закреплять умение определять падеж имён прилагательных единственного и множественного числа;

- развивать умения применять правило;

- воспитывать навыки самостоятельной работы, работы в парах , в группах, навыки культурного поведения.

 

Задачи урока – создать условия для:

- раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах;

- совершенствования правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

- развития навыков орфографической зоркости (все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;

- воспитания навыков самостоятельной работы, работы в парах и группах. Воспитания общечеловеческих качеств: уважения, терпения, наблюдения.

 

 

Ход урока

  1. 1. Организация класса.
  2. 2. Минутка чистописания.

Загадка.

-Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (Птицы). Как вы догадались?

- Сколько букв в слове «птицы»? А сколько звуков? Сколько слогов?

- Назовите первую букву в слове. Дайте характеристику звука, который обозначен этой буквой.

- Напишем её. Какие буквы сходны по написанию с буквой П? Запишем рядом. Напишите соединения с этими буквами.

Пп Тт Пт пт Тп тп

- Составьте предложения о зимующих птицах.

Запись предложения: Поможем зимующим птицам!

- Что вы можете сказать об этом предложении?

  1. 3. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы много узнаем о зимующих птицах и закрепим знания о склонении имён прилагательных.

4. Повторение знаний об имени прилагательном.

Экспресс-опрос.

1). Имя прилагательное – это член предложения.

2). Имя прилагательное – это часть речи.

3). Имя прилагательное обозначает признак предмета.

4). Имя прилагательное изменяется по временам.

5). Имя прилагательное изменяется по родам.

6). Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно согласовано.

7). Безударную гласную в окончании имени существительного и прилагательного можно проверить одним и тем же правилом.

9). Безударную гласную в окончании имени прилагательного можно проверить по вопросу, поставленному к нему.

10). У имён прилагательных множественного числа род определить нельзя.

Самопроверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

 

(обучающиеся оценивают свою работу на полях)

5.Работа по теме урока.

- Какие окончания имеют имена прилагательные в именительном падеже?

- Назовите окончания прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

- Просклоняйте словосочетание зимующие птицы. (Устно. На доске учитель записывает падежи с падежными окончаниями.)

- Сделайте вывод, какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах.

1)Работа в группах. Класс делится на группы. Каждой группе выдаётся загадка «Узнай птицу», а позже найти текст о своей птице. Прочитать текст о ней. Найти в тексте имена прилагательные множественного числа. Выписать словосочетания с этими прилагательными, выделить окончания, определить падеж.

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(снегири).

Спутник давний наш от века,

Он живёт близ человека,

Без забот и без скорбей.

Наш домашний…(воробей).

Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос - как топор,

Хвост – как упор. (дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.(синица)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (клёст)

 

Тексты о птицах.

 

Клёст

Это небольшие птички красного цвета, с цепкими лапками. Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что они искусно лазают по деревьям.Клюв у них особой формы. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят маленьких птенцов, даже при 28 градусах мороза.

Воробей

Это маленькие подвижные птички с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные. Постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Воробьи давно живут вместе с человеком и приспособились к разнообразным условиям жизни в крупных городах и маленьких посёлках.

Снегирь

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самок наряд более скромный. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать мерзлых ягодок. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Дятел

У дятла красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы, подхвостье и темя – красные. Клюв – прочный и острый. Этим клювом он выдалбливает глубокие дупла для гнёзд, семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, с жёсткими щетинками на конце, достаёт вредных насекомых из любой щели! Лапки у него короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по разным стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит опорой при долблении. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.

Синицы

Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами. Рады они маленьким крошкам хлеба, крупе, кусочкам сала и мяса. И всё-таки очень много бедных птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживёт всего 1-2. Гибнут не от трескучих холодов, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

2)Работа в парах.

Восстановление деформированных предложений. Добавление к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное, объяснение написания окончаний имён прилагательных.

 

Зимуют, в, лесу, клесты.

Страшны, морозы, не, им.

Питаются, семенами, клесты, шишек.

Примерный текст: В холодном лесу зимуют бойкие клесты.

Им не страшны сильные морозы.

Небольшие клесты питаются семенами сосновых и

еловых шишек.

- Разобрать по членам первое предложение.

Коллективная проверка.

7. Физкультминутка.

8. Работа по учебнику.

Выполнение заданий к упражнению №103.

9. Рефлексия. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились …

- Мне было трудно …

- Я сомневался …

- Мне понравилось ...

- Я доволен …

10. Задание на дом.

Упражнение №104.