Внеурочное занятие « Разведчики природы».Тема: «Кто как приготовился к зиме»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Внеурочное занятие « Разведчики природы».Тема: «Кто как приготовился к зиме»

Начальная школа

Внеурочное занятие « Разведчики природы»

Тема: «Кто как приготовился к зиме»

Организация класса на работу

 

Тихи, тихо на снежок

Снежиночка садится,

Пусть сейчас вот также тихо

Сядет ученица!

 

С неба упал снежок

И тихонечко лежит.

Пусть сейчас вот также тихо

Сядет ученик!

Вступительная беседа

 

Какое сегодня число? Месяц? Время года?

Какое было время года до зимы?

Назовите осенние месяцы. Назовите зимние месяцы.

Назовите признаки наступления зимы в природе.

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:

Все кругом бело-синее,

Все в тонком кружеве теней,

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней. (Зима)

 

Какие произведения о зиме вы знаете?

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Сообщение темы занятия

 

- Сегодня мы поговорим о том, кто как подготовился к зиме и начнем выполнять проект на эту тему. А помогут мне герои, переодетые в лесных жителей. Очередность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Работа по теме

 

Рассказ сопровождается презентацией (Приложение №1)

  1. Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

 (выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчел и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. Живем мы медведи, лет до пятидесяти.

  1. Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы… (лису)

 

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

 

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное - удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу - мышей-полёвок - я без всяких трудов нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы много зайцев уничтожают, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

 

  1. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

 (выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

 

Мы – волки - бродячие животные. Зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой, серебристой. В сильные морозы прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, глухарей и даже маленьких птичек. Но главная наша добыча - олени и лоси. Зима – самое трудное для нас время. Из-за постоянных поисков пищи про нас говорят: «Волка ноги кормят». Многие считают, что приносим вред, но мы можем нападать на слабых и больных животных. Учёные нас считают санитарами леса.

 

  1. Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается. (заяц)

 

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

 

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря "косые" - вижу ими не только впереди и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.

 

  1. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

 (выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

 

Летом я ходила в своей летней шубке. Но зимой в ней ходить нельзя. Поэтому к зиме я собираюсь надеть на зиму шубку другого цвета. Она и теплая, и помогает мне зимой прятаться среди стволов и веток деревьев от моего злейшего врага – куницы. А еще я очень люблю зимой есть грибы и кедровые орехи.   Я их сушу на ветках деревьев. Я сделала на зиму большой запас орехов и грибов. Теперь мне никакая зима не страшна. И шубка у меня незаметная серая и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

 

  1. Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается. (Ежик)

 (выходит ежик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

 

 

Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется «нора». Я нанизываю себе на спину листики, а потом в норе их стряхиваю. И ночью, и днем тружусь, делаю себе уютный домик – ношу в него мох и листья. Из мха и листьев я сделаю себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберусь я в свою нору, зароюсь в листья и теплый мох и засну сладким сном на всю зиму. Придет зима, накроет мою нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло мне. Никто не найдет моего логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму просплю, и будут сниться лесные ежиные сны.

 - Как готовятся к зиме белка и заяц? В чем разница?

- Как белка устраивает себе дупло? Чем питается заяц?

- Как готовятся к зиме волк и лиса? – Делают они запасы на зиму? Почему?

- Чем питаются зимой волк и лиса?

- Как зимуют медведь и еж?

 Физкультминутка

 

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, учитель – лиса, находятся в противоположных концах класса. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки». Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеется, он выводит его из игры.

 Дидактические игры

 

Игра «Кто лишний?»

Волк, медведь, заяц, лось. (Медведь – впадает в спячку)

Сорока, ворона, синица, ласточка. (Ласточка улетает)

Грач, скворец, цапля, сорока. (Сорока – зимующая птица)

 

Игра «Кто где живет?»

- Кто юркнул в дупло? (белка)

- Кто спрятался в нору? (лиса)

- Кто забрался под листья? (еж)

- Кто укрылся под кустом? (заяц)

- Кто залег в берлогу? (медведь)

 

Игра «Закончи предложение»

«Неуклюжий, как….»

«Быстроногий, как …»

«Голодный, как…»

«Колючий, как…»

«Запасливая, как…»

«Хитрая, как…»

 Игра «Зимние слова»

- Ребята, хлопайте в ладоши, если услышите слова, связанные с зимой:

Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи, ландыши, лужи, метель.

 Игра «Угадай животное по описанию»

– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)

 – У него смешные щёчки,

На спине полосок пять.

А за щёчками – мешочки,

Чтобы семечки таскать. (Бурундук)

 – Я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Упавшее дерево старательно разделываю, запасаю себе на зиму ветки, ствол. (Бобёр)

 Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.

 – Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

 – Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)

 Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.

 – А у меня…

Целых тридцать три кладовки,

В каждой семечки лежат

Для моих же малышат.

Ешьте, детки, ешьте вволю –

Много семечек на поле. (Мышь)

 – Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)

 – У него рога ветвистые,

Да копыта быстрые.

Головой качая, он

Задевает небосклон... (Лось)

 – Опускается туман,

Просыпается ….

Роет землю у реки,

Точит острые клыки. (Кабан)

 – День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые – торчком. (Волк)

 – Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)

 Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.

 Игра «Исправь ошибку»

- Ребята, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима,  так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки,шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу,купаются в море, скользят по льду,загорают, строят снежную крепость иготовятся к празднику – Маминому дню.Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота;фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

 Игра «Чудесный мешочек»

 

Назовите, какие пословицы о зиме вы знаете. (Декабрь – год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый. Вьюги да метели под февраль полетели. В зимний холод всякий молод. Готовь сани летом, а телегу зимой. Мороз не велик, стоять не велит.)

 Игра «Да, нет»

Учитель выходит за дверь, дети загадывают животное. Учитель задает вопросы, дети отвечают «да» или «нет». Учитель называет загаданное животное.

 Демонстрация картин за зимнюю тематику

 

Зимней природой восхищались поэты, художники, писатели. На нашей выставке представлены некоторые из таких произведений.

- Говорят, снег, как одеялом, одел землю. Дело в том, что в рыхлом снегу между снежинками, находится воздух, а он плохо нагревается и плохо охлаждается. Это хорошо знают животные, они прячутся под снегом. Так поступают полевые и лесные мыши, некоторые птицы: куропатки, тетерева. Заяц в сильный мороз тоже прячется в снег. Снег укрывает корни деревьев, защищая их от морозов.

 Проект «Кто как приготовился к зиме»

 

Раскрасить рисунок, вырезать животных, найти для них дом на рисунке и наклеить. (Приложение №2)

- Продолжим работу над проектом, когда будем знакомиться с зимующими птицами. Их мы тоже добавим на наш рисунок. Готовый проект вложим в портфолио в папку творческих работ.

 Итог занятия

 

- С жизнью каких животных в зимнее время познакомились?

- Что делает белка, бурундук, полевая мышь осенью?

- Чем заняты медведь и еж?

- Готовятся ли к зиме лиса, волк и заяц?