Урок по математике
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по математике

Начальная школа

Математика (50)

Тема. Прием вычислений вида 35 – 7.

Цели: познакомить с приемом вычислений вида 35-7; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнять; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

1.Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день, всегда везде:

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

 

Девиз урока: Знаешь – говори, не знаешь –слушай!

II. Актуализация знаний.

 

- Отгадайте-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке,

Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

- О каком месяце идет речь в загадке?

- Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, ждите в гости Деда Мороза.

Правда, сейчас ему некогда, у него много дел: речки, пруды в лед одеть, зверькам новые шубки справить, окна расписать, подарки приготовить. Поэтому я предлагаю самим отправиться в путешествие в царство Деда Мороза. Но чтобы до него добраться нам придется потрудиться. А еще мы должны быть дружными и во всем помогать друг другу, иначе нам не добраться до Деда Мороза.

1. Логическая разминка.

- Итак, отправляемся в путешествие. Но кто нам поможет? Ой, смотрите, что это за странные фигуры на доске? Чьи они? (Снеговика).

- Наверное, снеговик пришел к нам до начала урока и от тепла успел растаять. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид и он укажет нам дорогу.

- Чтобы скатать первый ком, надо помочь снеговичку порядок навести, лишнее число в ряду найти.

1 ком: « Найди лишнее число»

 

10, 20, 30, 40, 55, 60

1, 2, 31, 5, 7, 8

24, 11, 15, 17, 19, 12

 

- Первый ком есть. Теперь будем катать второй ком.

 

2 ком:   Назовите номера выражений, в которых двузначное число заменили суммой разрядных слагаемых.

 

  1. 1) 45=40+5                             3) 39=37+2                                     5) 17=6+11
  2. 2) 65=35+30                           4) 76=70+6                                       6) 89=80+9

2. логическая задача.

-- Чтобы скатать 3 ком, решим цепочку.

3 ком:»Решение цепочки

43-+7 – 30 + 12+ 9+ 4=

- Снежные комья мы скатали, не хватает «шляпы». Выполним задание, решим задачу на смекалку

 

В саду росло 9 яблонь, 2 груши и 5 берез.

Сколько фруктовых деревьев росло в саду?

- Ребята, нам осталось приделать нос-морковку, но на ней тоже есть задание.

« Нос»: - Из каких фигур состоит снеговик?

- Молодцы, сделали снеговика. Теперь он нам поможет добраться до снежного царства.

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, пока мы с вами «разминались», госпожа Метелица делала свое дело, намела на нашем пути сугробы снежные да глубокие. Посмотрите. Придется разгребать. Их нам надо преодолеть. Вспомним, как мы решали такие примеры.

45-20                         65 – 4

60- 37                         50 - 3

- Чем похожи эти примеры? ( Примеры на вычитание, уменьшаемые – двузначные числа)

-- Решите примеры с подробным объяснением.

-- Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

IV.Работа по теме урока.

  1. 1. – Запишите разность чисел:

35 – 7

-- Нам нужно из 35 вычесть 7.

-- Как это сделать?

-- Вспомните, какие правила мы уже знаем?

(Мы умеем вычитать из единиц единицы. Но из 5 вычесть 7 нельзя. Поэтому число 7 представим в виде удобных слагаемых)

-- Запишем эти действия числами.

35 – 7= 35 -5 -2=30 – 2 =28

-- Сколько сначала вычли ?

--Что сделали потом?

--Почему еще 2?

-- Сколько получили, когда из 35 вычли 5?

-Что сделали дальше?

--Сколько получилось?

-Какой делаем вывод? ( Чтобы из числа 35 вычесть 7, надо сначала из 35 вычесть 5, получим круглое число, а 7 –это 5 и 2, из 30 осталось вычесть 2)

V. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,     (прыжки на месте, взмахи руками).

Птички крошки собирают       (показать, как клюют птички).

Перышки почистили, клювики почистили.     (погладить руки, носики).

Птички летают, поют   (взмахи руками),   Зернышки клюют.

VI. Закрепление изученного.

Работа по учебнику.

1).   (с. 67, №1) – устно.

2).   № 2 (1 и 2 столб.) с комментированием у доски.

- Расчистили дорогу. Но на пути у нас новое испытание- надо решить задачу.

№ 3, стр. 67.

-- Прочитайте задачу.

-- Что известно в задаче? Что нужно узнать?

--Составьте краткую запись к задаче. Решите задачу (самостоятельно).

Было –8 т.

Купили -2 т.                         8 +2 – 1 = 9 (т.)

Передали – 1 т.

Стало -?

VII. Физкультминутка

VIII. Работа над пройденным материалом.

- Ребята, отгадайте загадку:

Белые морковки, а зимой растут.

- Что это за морковки такие? (Сосульки).

 

- Сосульки приготовили нам следующее задание. Мы знаем, что они бывают разные- короткие, длинные. Вот посмотрите.

- Но сосульки хотят узнать, какая из них длиннее, какая короче.

- Но сначала давайте вспомним, какие единицы длины вы знаете?

(Сантиметр, дециметр, метр).

 

- Сколько см в 1 дм ? дм в 1 м ? см в 1 м ?

- Сравните     : 4 дм 7 см * 4 дм 8 см                    1 дм 6 см * 16 см

 

- Сосульки остались довольны вашей работой.

 

iX. Рефлексия.

- Молодцы! Все справились с заданием.

И вот мы с вами оказываемся в царстве Деда Мороза.

- Видите, Дед Мороз доволен вами и я тоже.

 

--  Давайте вспомним, что нам пришлось сделать на уроке, чтобы встретиться с Дедом Морозом?

- Он приготовил для вас подарок, вот такую елочку.

– А теперь минуточку подумайте и сами оцените результаты своей работы. Прикрепите шарики к дереву:

Красные – если вы уверены, что хорошо работали;

Желтые– если вы считаете, что в основном работу выполняли верно, но были неточности.

Голубые – если вы остались недовольны своей работой.

Х. Домашнее задание: стр. 67, № 2 (3-4 стол.), № 4.