Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок русского языка 3 класс (класс коррекции) «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Начальная школа

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Образовательная система «Школа России»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется
мягкий знак.
Задачи: 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности.
4. Содействовать воспитанию культуры через парную работу, коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.
Средства обучения:
- раздаточный материал: карточки с заданиями, сигнальные карточки, учебники, тетради, карандаши.
- мультимедийные презентации «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», физминутка.
Тип урока: открытие новых знаний.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.1Мотивация   (Подготовка рабочего места; эмоциональный настрой).

II. Актуализация

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

1. Чистописание.

Слайд 2.

Вьюга, ручьи

голубь, рожь, крылья,

тюльпан, тополь, дочь.

- Вы узнаете, какую букву будете писать, когда определите, что объединяет все эти слова

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.

- Продолжите, соблюдая закономерность.

- Запишите на следующей строке первые два слова.

- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- Какие слова отнесли ко второй группе?

Слайд 3.

Проверь себя!

вьюга                 голубь          

ручьи               тюльпан        

крылья               тополь

- Что вызвало затруднение?

-Их мы вынесем в отдельную третью группу.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

.

- Все слова-имена существительные;

- Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.

Дети составляют цепочку букв

ьь ььь ььь

Прописывают слова.

Группируют слова.

- Три.

-С мягким раздели-

тельным знаком.

- С мягким знаком – показателем мягкости.

- Не знаем в какую группу отнести слова рожь, дочь

III Постановка проблемы.

1)осознание противоречия;

2)формулировка учебной задачи

IV.Открытие нового знания.

Поиск решения проблемы;

выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог.

V.Включение нового знания в систему знаний.

Выражение решений;

выражение новых знаний научным языком

VI.Первичное усвоение новых знаний

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VIII.Рефлексия учебной деятельности.

(контроль и оценка усвоения новых знаний)

VII. Итог урока

Домашнее задание

- Понаблюдайте ещё за несколькими словами.

Слайд 4.

Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш.

- К какой части речи принадлежат слова?

-Что ещё их объединяет? (На какой согласный звук оканчиваются слова?)

- Чем отличаются эти существительные с шипящим на конце?

- Какой возник вопрос?

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 5

Тема урока:

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Как вы думаете от чего зависит написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих?

Слайд 6

Женский род       Мужской род

дочь                           врач

рожь                             нож

мышь                           шалаш

-Давайте проверим первую гипотезу.

Определите число имен существительных.

-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?

-Проверим вторую гипотезу.

Определите род имен существительных.

-Что заметили?

-Где мы можем проверить правильность высказывания?

Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило

-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?

-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?

-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?

-Какое открытие мы сделали?

-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после

шипящих род существительного?

Физминутка

-Что нам теперь нужно сделать?

1. Прочитайте пословицы.

-Объясните их смысл.

-Объясните написание существительных с шипящим на конце.

Слайд 7

Ложь человека не красит.

Умный товарищ – половина дороги.

Всякая вещь хороша на своем месте.

Речь вести - не лапти плести.

-А теперь запишите первые две.

-Проверьте себя.

- Следующее задание на карточках. Вы можете советоваться друг с другом. При выполнении можете обратиться к помощи таблицы

Слайд 8

Женский род(она, моя) ---чь

                                         --жь

                                       -- шь

                                       -- щь

Мужской род(он, мой) -- нет ь

2. Карточки.

-Вставьте пропущенные буквы, укажите род имен существительных.

Весёлая молодёж…, колючий ёж…, скорая помощ.., тёплый плащ…, хорошая реч…, серая мыш…, лесная глуш…, ночная тиш…, солнечный луч….

-Назовите только существительные женского рода. Какая у них особенность?

Сейчас будете работать самостоятельно.

Слайд 9

Ключ…, камыш…, сторож…, плащ …, калач…, мелоч…, багаж..., печ…,

ноч…, помощ…, вещ…, лож…

-Запишите слова в тетрадь, поставьте, где необходимо мягкий знак.

Слайд 10

Проверь себя!

Ключ, камыш, сторож, плащ, калач, мелочь, багаж, печь, ночь, помощь, вещь, ложь.

-Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце.

Объясните постановку мягкого знака.

(учитель читает):

$11.      Близкий приятель, друг (товарищ)

$12.      Человек, лечащий больных (врач)

$13.      Мелкие деньги (мелочь)

$14.      Часть суток от вечера до утра (ночь)

$15.      Молодые люди (молодёжь)

$16.      Непромокаемая легкая одежда от дождя (плащ)

-Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?

Оцените свои достижения сигнальными карточками.

 
 

.


             -Все понял. Со всеми заданиями

               справился без затруднений.

                   

                                                                                        

?

          Понятно, но есть некоторые

               вопросы, сомнения.

-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

-Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?

- Домашнее задание упражнение 56 (с. 33).

Оно на закрепление материала, пройденного на уроке.

Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

Слайд 11. Спасибо!

Читают слова, размышляют.

- Это имена существительные.

- Заканчиваются на шипящий.

- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?

Пробуют сформулировать.

-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного;

-Определяют число.

.-Нет.

-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного.

Учащиеся определяют род.

-Существительные дочь,рожь женского рода. У них после шипящих чи ж есть ь знак.

Существительные врач,ножмужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет.

-В учебниках

Учащиеся читают

правило.

-На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

-Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных.

-Почему в одних случаях на конце существительных после

шипящих пишется ь знак, а в других нет?

-Да, можем.

-Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

-Да, можем.

-Потренироваться.

Учащиеся читают пословицы, объясняют их значение, объясняют написание существительных с шипящим на конце.

Работа в паре.

Выполняют задание.

-Молодежь, помощь, речь, мышь, глушь, тишь. На конце после шипящих написали мягкий знак.

Работают в тетрадях.

Самопроверка по слайду.

Учащиеся по очереди

называют слова и объясняют написание.

Самооценка.

Показывают карточки.

Отвечают на вопросы.