Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Технологическая карта урока «Однозначные и многозначные слова» с презентацией

Начальная школа

 

                                                                                                                                      Ход урока

 

(технологическая карта урока)

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация.

Слайд 1

–Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили, садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

III. Минутка чистописания.

- Начинаем урок с чистописания. Пишем буквы, состоящие из полуовалов. Какие это буквы?

- Запишите дату, «Классная работа» и пропишите данные буквы.

- Буквы «Сс», «Ээ».

Дети прописывают сочетания букв.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи;

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль своей деятельности.

IVСловарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с написанием слов, которые вы угадаете по лексическому значению.

Слайд2

1.Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание.

Слайд3

- Проанализируйте это слово.

Слайд4

2.Буро – серая птичка, отличающаяся красивым пением.

Слайд5

- Дайте характеристику этому слову.

- Запишите эти слова.

- Вспомните ещё слова – названия птиц.

- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Сорока

- Это имя существительное. В нём три слога, ударение падает на второй слог, безударный гласный звук в первом слоге.

- Соловей.

- Это имя существительное. В нём три слога, ударение падает на третий слог, безударные гласные звуки в первом и во втором слогах.

- Воробей, ворона.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

II.Актуализация знаний.

Мотивация. Целеполагание.

- Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. А проверим это, выполнив тест. У каждого на парте лежит листочек с заданиями. Выберите правильный вариант ответа.

1. Какие из указанных букв названы неверно?

а) б (бэ)     б) г (гэ)           с (сэ)

2. Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

а) рожь   б) чашка     в) юла

3. Какой из данных звуков является шипящим?

а) [ж ]                   б) [г ]                     в) [л ]

4. В каком слове пропущена буква И?

а) св…тло       б) т…пло       в) гр…бной

5. В каком слове ПО является приставкой?

а) поход         б) пояс           в) порог

6. Определите слово, которое соответствует лексическому значению «Очень мелкий дождь»

А) ливень           б) град         в) изморось

- Напомните, что такое лексическое значение?

- Проверим тест.

Слайд 6.

- Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. Начнём её с задания: по лексическому значению отгадать слово.

Слайд7.

$11.1.Бьющий из земли источник.

$11.2.Металлическое приспособление для отпирания дверей.

$11.3.Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.

- Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово?

- Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд8.

- Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи? Что мы должны узнать?

- Сегодня мы будем исследовать многозначные слова.

Выполнение задания.

- То, что обозначает слово, его толкование.

- Ключ.

- Ключ.

- Ключ.

- У этого слова несколько значений.

- Многозначные слова.

- Что такое многозначные слова, как их правильно употреблять в речи.

Познавательные: самостоятельное выделение, анализ и синтез;

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

VОткрытие новых знаний. Работа по учебнику. (урок №89, с. 27)

Рубрика «Давай подумаем».

- Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Разговор с дочкой».

- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

- Какое значение имеет слово «теплота»? Где можно посмотреть значение этого слова?

- Найдите толкование этого слова в словарике на с.168.

- Сколько значений у этого слова?

- К какой части речи относится это слово?

- Прочитайте в рубрике «Ключ к языку» , как называются слова , которые имеют несколько значений.

- Какие слова называют однозначными?

- Какие слова называют многозначными?

- Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений. Давайте вспомним, как проходит работа учёного – исследователя.

Слайд 9.

                     План исследования.

*Определение темы, проблемы исследования.

*Выдвижение гипотезы.

* Составление плана исследования.

* Сбор, отработка информации.

- Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений»

- Гипотеза: значения слов появились на основании сходства.

- Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?

Проведение исследования

- Работаем в парах.

1 рад – Исследует слово кисть;

2 ряд – исследует слово корень;

3 ряд – исследует слово ручка.

Работать будем по плану:

$11.      Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.

$12.      Разбери слово по составу.

$13.      Перечисли известные тебе значения слова (устно)

$14.      Проверь свои знания о толковании этого слова с определением по словарю ( С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)

$15.      Составь словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.

$16.      Сделай вывод (устно).

Проверка выполенной работы.

- Почему у слов появилось несколько значений? Давайте сравним ваш вывод с подсказкой учебника. (с.29)

- О каких словах мы сегодня говорим?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Как вы думаете, могут ли слова других частей речи быть многозначными? Найдите упражнение №5 на с. 29. Прочитайте стихотворение. Найдите многозначное слово.

- Объясните значение слова.

- Какое ещё значение имеет слово золотой?

- Значит, кокой частью речи могут быть многозначные слова?

- Запишем словосочетания со словом золотой с комментированием.

- Она решила, что маме холодно от низкой температуры.

- В толковом словаре.

-Два.

- Это имя существительное.

Чтение правила.

Повторение правила.

- Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, обратиться за помощью к компьютеру, попытаться подумать самому, наблюдение за словом.

Работа в парах.

- Предметы похожи по форме.

- О многозначных и однозначных.

- Имя существительное.

- Многозначное слово золотой.

- Золотое пёрышко – это значит красивое.

- Голос золотой – звучный, который приятно слушать.

- Сделанный из драгоценного металла.

- Именами прилагательными.

Запись словосочетаний с комментированием у доски и тетрадях.

- Золотой голос, золотой характер, золотое сердце, золотые руки, золотые листья, золотые серёжки.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

Личностные: принятие образа «хорошего ученика»;

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка;

Регулятивные: Действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка;

Регулятивные: Действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи, умение работать со справочной литературой;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

VI. Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, 1-2-3.

Ручками похлопали, 1-2-3.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем, 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Выполнение упражнений

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

$1VII.           Продолжение работы над многозначными словами.

- Могут ли глаголы быть многозначными?

Прочитайте стихотворение В. Орлова «Часы» (слайд)

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат»

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте.

- Какое это стихотворение по настроению?

- Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. (На доске и в тетрадях)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Сделайте вывод. Слова какой части речи могут быть многозначными?

Слайд

Чтение стихотворения.

- Юмористическое, шуточное.

Стоят, спешат, идут, отстают.

- Это глаголы, т.к. обозначают действие предмета.

- Многозначными могут быть имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

VIII. Первичное закрепление

- Вы активно отвечали, теперь посмотрим, как справитесь самостоятельно с заданием. Необходимо выписать слова в два столбика: в первый столбик однозначные слова, во второй – многозначные. Можно пользоваться словариком в учебнике или большим толковым словарём.

Кликать, ставить, арена, острый, зрелый, гром.

Выполнение работы.

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка;

Регулятивные: Действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи, умение работать со справочной литературой;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

$1IX.              Взаимопроверка по эталону.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения по образцу.

Подпишите зелёным карандашом на полях радом с работой количество ошибок, допущенных соседом.

Взимопроверка по доске

1 столбик: кликать,арена,зрелый;

2 столбик: острый, гром, ставить.

Личностные: положительная мотивация к изучению русского языка;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи; классификация;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, взаимоконтроль.

$1X.                 Задание на дом.

- Предлагаю выполнить задание по выбору:

1) с. 28, упр. №2;

2) Найти в словаре многозначные слова и составить 7 словосочетаний с ними. Указать части речи над словами.

Записывают домашнее зКадание.

Личностные: положительная мотивация к изучению русского языка;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи; классификация;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

$1XI.              Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Дополнение предложений.

Личностные: положительная мотивация к изучению русского языка;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.., самоконтроль, самооценка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ