Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению по курсу «В мире неизведанных слов» 2 класс

Начальная школа

Тема: Шарады, анаграммы и метаграммы.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся со словесными задачами: шарадами, анаграммами, метаграммами; научить разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы, самостоятельно составлять текст шарады, слова-анаграммы, слова-метаграммы.
Задачи: 1) узнать, что такое шарады, анаграммы, метаграммы;
2) выяснить, по какому принципу составляются шарады, анаграммы и метаграммы;
3) научиться разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы;
4) придумать шарады для слов, слова-анаграммы, слова-метаграммы

Оборудование: мультимедиапроектор, музыкальный центр, тетради на печатной основе, карточки с заданиями, ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Планируемые результаты: обучающиеся узнают, какие словесные задачи называются шарадами, анаграммами, метаграммами; научатся разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы; получат возможность для обогащения активного словаря; расширения кругозора; научатся составлять слова-анаграммы, слова-метаграммы, шарады к данным словам.
Ход занятия.
I. Мотивация познавательной деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем занятии!

II. Актуализация знаний.
- На уроках и внеурочных занятиях мы часто отгадываем загадки. Что такое загадка? (В загадке описываются признаки какого-либо предмета или явления, которое и нужно отгадать по этим признакам)
- Отгадайте загадку: Слайд 1
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
- Какие признаки помогли вам отгадать эту загадку? (Звездочки сквозные, вырезные; возьмешь в руки – останется вода)
- Какие ещё словесные задачи вы знаете? (Ребусы, шарады)
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего занятия? (О загадках, связана с загадками)
- Кроме загадок, ребусов есть и другие словесные задачи. О них мы сегодня узнаем.
- Тема сегодняшнего занятия «Шарады, анаграммы и метаграммы». Слайд 2
- Какие задачи определим для себя на сегодняшнем занятии? (Узнать, что такое шарада, анаграмма и метаграмма; научиться разгадывать их и составлять)
- Сегодня мы узнаем, что такое шарада, анаграмма, метаграмма; узнаем, по каким правилам они составляются; научимся разгадывать их и составлять свои.
IV. Работа с шарадами.
1. Толкование слова «шарада».
- На прошлом занятии я попросила вас узнать в разных источниках толкование слов «шарада», «анаграмма» и «метаграмма».
- Что такое «шарада»? (Это загадка ,составленная в стихах, в которой загаданное слово делится на несколько частей, причем каждая из них является отдельным словом, как правило состоящим из одного слога. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово) Слайд 3
2. Работа в тетради. Разгадывание шарад. Составление шарад. (Фронтальная работа)
- Откройте, пожалуйста, тетради на с. 59. Прочитайте задание №1.
- Разгадайте шарады. Проверьте полученные слова-отгадки, соотнеся их с рисунками на страничке.
- Кто отгадал первую шараду?
- Из каких частей образовалось слово-отгадка?
- Прочитайте задание №2. Придумайте устно свою шараду для одного из слов УГОЛ, ЗАДАЧА, КАРТИНА, ФАСОЛЬ. (Самостоятельная работа)
- Помните, что слово-отгадка составляется из частей. Поэтому, чтобы составить шараду, нужно разделить слово-отгадку на части и к каждой части придумать загадку, а потом уже к целому слову-отгадке.
Проверка.
- Кто уже придумал шараду? К какому слову? Как вы составляли шараду?
- Понравилось вам составлять шарады?
V. Физкультминутка.
VI. Работа с анаграммами.
1. Толкование слова «анаграмма».
- Продолжим работу.
- Итак, одну задачу мы выполнили: узнали, что такое шарада, по какому правилу она составляется, научились разгадывать шарады, попробовали сами составлять их.
- С какими словесными задачами нам еще предстоит поработать? (С анаграммами и метаграммами)
- Сейчас узнаем, какие словесные задачи называются «анаграммами»? (Это загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении слова справа налево получается новое слово) Слайд 4
2. Работа в тетради. Придумывание анаграмм. (Фронтальная работа)
- Найдите и прочитайте задание №3.
- Давайте вспомним, что такое ребус? (Это загадка, в которой слова зашифрованы в виде рисунков, букв и других знаков, использованных по определенным правилам)
- Разгадайте ребусы.
- А теперь к словам-отгадкам придумайте анаграммы.
- Как получили анаграмму? (Переставили буквы в слове «лиса»; переставили буквы в слове «танк» и т. д.)
- Итак, вы справились еще с одной задачей занятия: узнали, какие словесные задачи называются анаграммами, по какому правилу они составляются, научились разгадывать анаграммы, подбирать слова-анаграммы.
VII. Игра «Вообрази себя артистом».
- А сейчас поиграем. Игра называется «Вообрази себя артистом».
- Представьте, что вы артисты театра пантомимы. В тетради на с. 61 перечислены действия, которые нужно изобразить с помощью мимики и жестов. Это задание будете выполнять в группах. Каждая группа получит задание изобразить какое-либо действие, другие группы должны определить, какое действие они изображают.
- Ознакомьтесь с заданиями. Распределите роли. Группа, готовая к показу поднимает руки.
1 группа: 1) ты поёшь на уроке музыки
2) ты моешь тряпку и вытираешь доску
2 группа: 1) ты подметаешь класс, протираешь пыль
2) ты рисуешь карандашами и раскрашиваешь рисунок
3 группа: 1) ты на перемене играешь в резиночку
2) ты поливаешь цветы на подоконнике
- Давайте поаплодируем нашим артистам. Молодцы!
- Молодцы, ребята. Вы были хорошими артистами и внимательными зрителями.
VIII. Работа с метаграммами.
1. Толкование слова «метаграммы»
- Наша работа продолжается. С какими словесными задачами нам предстоит еще поработать? (С метаграммами)
- Что такое метаграммы? (Это слова, различающиеся только одной буквой. Если в слове заменить одну букву, то получится другое слово) Слайд 5
2. Работа в тетради. Разгадывание и составление метаграмм.
- Найдите в тетради задание №4, прочитайте. Чем будем заниматься? (Разгадывать метаграммы) (Работа в группах)
- Это задание вы будете выполнять в группах.
1 группа: метаграммы 1, 2.
2 группа: метаграммы 3, 4.
3 группа: метаграммы 5, 6.
- Приступайте!
Учитель оказывает направляющую помощь при затруднении.
- Какая группа уже выполнила задание? Прочитайте метаграмму. Назовите слова-отгадки.
- А теперь потренируйтесь в составлении метаграмм, задание №5. Из данных предметов выберите те, у которых слова, их обозначающие, могут быть метаграммами. Запишите новые слова.
- Помните, что слова-метаграммы различаются только одной буквой.
- Назовите слова-метаграммы. (К слову «крыса» слово-метаграмма «крыша», букву «С» заменили на букву «Ш»)
- Молодцы! Вы справились с последней, на сегодняшний день, задачей: узнали, что такое метаграммы, по какому правилу они составляются, научились составлять слова-метаграммы.
IX. «Мишуткина академия»
- А сейчас ваша любимая «Мишуткина академия» (с. 63)
Дети коллективно выполняют задания.
- Определите вид загадки в задании №1. (Метаграмма)
X. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Продолжите, пожалуйста, любую фразу: Слайд 6
«Сегодня я узнал .....»
«Сегодня я научился ...»
«Сегодня я понял ...»
«Мне было интересно ...»
«Мне было трудно ...»
XI. Итог занятия.
- Я рада, что сегодняшнее занятие мы провели с пользой. Вы познакомились с новыми видами словесных задач: шарадами, анаграммами, метаграммами; научились разгадывать их и даже составлять свои. Молодцы! Спасибо за работу! Слайд 7
- Если у вас есть желание, можете придумать свои шарады и загадать эти словесные задачи своим родителям. Заодно у вас будет возможность рассказать о своих успехах родителям и показать, чему вы научились.
- А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.
- До свидания!