Урок по математике на тему «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений».
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по математике на тему «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений».

Начальная школа

Тема урока: «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений».

Форма проведения: урок-соревнование, посвящённый XXII зимним олимпийским играм в Сочи.
Оборудование: мультимедийный поектор, компьютер, экран, презентация по теме урока, флажки.

Цель урока: учить решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений; совершенствовать вычислительные навыки; более глубокое усвоение знаний через знакомство с историей олимпийских игр.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального; читать и записывать равенства, используя математическую терминологию; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; воспитание настойчивости в достижении целей; развитие познавательного интереса к спорту.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Ход урока

I. Организационный момент:

- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Сегодня 7 февраля 2014 года, накануне XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, мы собрались, чтобы провести необычный урок математики.
Команда 4 «Б» класса будет соревноваться не в спорте , а в знаниях.
Грандиозная церемония открытия Олимпийских игр состоится сегодня в 20ч. 14 мин. по московскому времени.

• Слайд 2
Сроки проведения Олимпиады с 7 по 23 февраля 2014 года.
Игры в Сочи получили свои символы. Это Мишка, Зайка, и Леопард, и они уже стали частью истории мирового олимпийского движения.

• Слайд 3
Эстафета олимпийского огня «Сочи 2014» является самой продолжительной и масштабной в истории зимних Олимпийских игр. Эстафета началась 7 октября 2013 года и завершится в день открытия олимпийских игр 7 февраля 2014 года. В течение 123 дней факел игр в руках спортсменов преодолеет более 65 тысяч километров на автомобилях, поездах, самолетах, а также на русской тройке и оленьих упряжках на глазах 130 миллионов жителей 2900 населённых пунктов России, побывает в столицах всех 83 субъектов РФ. 16 января Курск встретил эстафету Зимних игр в Сочи. В поддержке олимпийского движения в стране принимали участие и щигровцы, в том числе и учитель физической культуры Гамова Татьяна Викторовна.

II. Актуализация знаний
- Каждый спортсмен должен быть быстрым, ловким.
Перед каждым соревнованием они проводят разминку. Итак, внимание! Мы начинаем! Разминка!
1. Устный счёт:
• Назовите самое большое из записанных чисел (130 000 000)
- Сколько в нём единиц I класса? II? III?
- Сколько разрядов в каждом классе?
- Что пишем на месте отсутствующего разряда?
- Сколько цифр потребовалось для записи этого числа?(3)
• О чём говорит число 2014?
- Какое это число по количеству знаков?
- Сколько в нём всего единиц? (2014)
- Сколько десятков? (201)
- Сотен? (20)
- Тысяч? (2)
- Назовите соседей этого числа? (2013, 2015)
- Чётное оно или нет? (да)
- В виде суммы каких двух одинаковых слагаемых мы можем представить это число? (1007 и 1007)
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. (2014= 2010+4)

• Слайд 4 – белый лист
Игра «Кто быстрее»
( Соревнование по рядаи. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают по одному примеру. Ответ предыдущего примера является первым числом следующего)

2000 : 2 = 1000 30000 : 1000 = 30 9000 : 1000 = 9

1000 x 7 = 7000 30 x 10 = 3000 9 x 100 = 900

7000 : 100 = 70 300 :3 = 100 900 : 9 = 100

70 : 7 = 10 100 x 60 = 6000 100 x 50 = 5000

10 x 50 = 500 6000 : 100 = 60 5000 : 5 = 1000

500 : 100 = 5 60 : 10 = 600 1000 x 8 = 8000

5 x 1000 = 5000 600 : 6 = 100 8000 : 8 = 1000

(Выигрывает ряд, быстрее других решивший все примеры без ошибок)

Задание на смекалку:
- Посмотрим, кто из нашей сборной самый смекалистый.
- Определите, какие числа спрятались за геометрическими фигурами в примерах на доске?
- С какого примера начнёте решать? (со второго, т.к. там известны два компонента)

- Как найти неизвестное слагаемое?

30 + =
- Как найти неизвестное уменьшаемое?

- 18 = 50

+ + =

2. Поупражняемся в красивом письме и пропишем цифру 7 (через клетку).

- Ниже запишите число 2014 и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
2014 = 2000 + 10 + 4

III. Самоопределение к деятельности.

1. – А сейчас отправляемся в мастерскую по пошиву одежды для спортсменов – мужчин.

• Слайд 5.
Запись задач и её краткая запись.

Из 18 м ткани сшили 6 костюмов для мужчин. Сколько таких же костюмов сошьют из 24 м?
Из 18 м – 6 к.
Из 24 м - ? к.

Эта задача на нахождение четвёртого неизвестного, т.е. когда три числа даны, а четвёртое нужно найти. Или по научному – на нахождение четвёртого пропорционального.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
(Значит эта задача составная)
Мы не знаем сколько ткани идёт на 1 костюм.
- А можем узнать? Как?
Запишите решение:
Решение.
1) 18 : 6 = 3(м) – на 1 костюм
2) 24 : 3 = 8(к)
Ответ: 8 костюмов сошьют из 24 м ткани.
• Слайд 6 (проверка решения задачи по эталону).
- Мы решили по действиям, а можно записать и выражением:
24 : (18 : 6) = 8 (к)

2. А теперь отправимся в мастерскую по пошиву одежды для спортсменов – женщин.

• Слайд 7

Из 5 м ткани сшили 2 костюма для женщин. Сколько таких же костбмов сошьют из 15 м?
Из 5 м – 2 к.
Из 15 м - ? к.
- Можем ли мы решить задачу известным способом? (Нет)
- Почему? (Т.к. 5 не делится на 2)
- Сколько костюмов получается из 5 м? (2)
- Можем ли мы узнать, сколько раз по 5 м содержится в 15 м? (Да)
- Как? (15 : 5 = 3(р))
- Как узнать, сколько костюмов можно сшить из 1ё5 м, если по 5 м в 15 м содержится 3 раза? (2 x 3 = 6(к))

• Слайд 8
Проверить решение задачи по эталону.

- Сформулируйте задачи урока.
(познакомиться с новым способом решения задач на нахождение четвёртого пропорционального)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем решать задачи на нахождение пропорционального способом отношений.
Это очень трудные задачи, но мы с ними справимся.

• Слайд 9
IV. Физкультминутка.
- Каждый спортсмен должен быть сильным и ловким. Эти качества можно у себя вырабатывать, делая зарядку.

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.
№ 95, стр. 28
- Давайте закрепим решение задач новым способом и отправимся в мастерскую по пошиву постельного белья для Олимпийской деревни.

- Прочитайте задачу № 95, стр.28.

Из 2 м – 3 н.
Из 42 м - ?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не знаем сколько метров идёт на 1 наволочку)
- Можем это узнать? (Нет, число 2 не делится на 3)
- Рассмотрите рисунок к задаче.
- Какой новый способ решения подобных задач мы узнали? (Нужно узнать, сколько раз по 2 м содержится в 42 метрах)
- Как это сделать?
42 : 2 = 21(р) – во столько раз ткани стало больше.
- Значит из каждых 2 метров получается 3 наволочки. А так как 42 м больше, чем 4 м в 21 раз, то и наволочек сошьют в 21 раз больше.
3 x 21 = 63(н) 3 x (42 : 2) = 63(н)
Ответ: 63 наволочки сошьют из 42 м ткани.
- Мы продолжим решение таких задач на следующих уроках.

• Слайд 11
VI. Закрепление изученного материала

1. А сейчас проверим, насколько терпеливо наша команда умеет преодолевать трудности.
* Девочки решают самостоятельно № 98 (2), стр. 28
* Мальчики решают № 98 (4), стр. 28
- Проверьте свои работы.
- У кого были ошибки – исправьте.
• Слайд 12 (девочки)
• Слайд 13 (мальчики)

• Слайд 14

2. Итак, финальная прямая.
Блиц – турнир.
* В среднем спортсмены, несущие факел преодолевают 150 км в день. Сколько км преодолеют спортсмены за 2 дня? (300 км) За 20 дней? (3000 км)
* Как называется начальный и конечный пункт дистанции? (старт, финиш)
* Найдите площадь детской хоккейной площадки со сторонами 15 м и 40м. (600 м2 )
* Сколько всего игроков могут находиться на хоккейном поле одновременно? (12 (5+1+5+1))
* Какое государство является родиной Олимпийских игр? (Греция)

• Слайд 15
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
- Сегодня на уроке я узнал.....
- Я понял.....
- Мне было интересно......
- Мне было трудно......
- Как мы работали? (дружно)

• Слайд 16 (Смайлик)

VIII. Итог урока.
Всем спасибо за урок. За хорошую работу на уроке вы все награждаетесь символическим билетом на олимпиаду в Сочи. (раздать билеты)
Сегодня в 20 ч. 14 мин. состоится церемония открытия Олимпиады.
Домашняя олимпиада в Сочи является особенной как для российских спортсменов, так и для их болельщиков.
В такой ситуации невозможно разделить олимпийскую команду России на спортсменов, тренеров и болельщиков. Мы просто обязаны стать единым целым.
Давайте покажем друг другу и всему миру – мы одна команда.

(песня «ДАВАЙ,РОССИИЯ!; флажки)

IX. Д/з: посмотреть церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 20 ч. 14 мин. Билеты на просмотр вам вручили!

• Слайд 17

Молодцы! Спасибо за урок!