Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Начальная школа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Чтобы многое узнать

2.Актуализация знаний
-А начнём мы наш урок с минутки чистописания. Но чтобы узнать написание какой буквы мы будем повторять ,вы должны отгадать загадку:
Мягкий голос , мягкий шаг
Это буква (мягкий знак).(Картинка)
-Писать эту букву вы будете тройками. Сравните эти тройки. Чем они отличаются? На первой строке вы запишите эти тройки, соблюдая закономерность. На второй строке запишите слова с мягким знаком,подчёркивая эту орфограмму.
(Большой, льёт, вьюга, коньки,олень,семья.)

3. Самоопределение к деятельности.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-Назовите первую группу слов.
-Назовите вторую группу слов.
-С написанием слов какой группы мы уже знакомы?
-Кто уже догадался ,какая сегодня у нас будет тема урока?
СЛАЙД 1
-Как вы думаете,чему вы должны будете научиться на уроке?
(Определять слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.)
СЛАЙД 2
(В одиночку не одолеешь и кочку.)
-Прочитайте запись.Чем является это предложение?
-Ребята, а когда так говорят? (Когда люди работают вместе, дружно , сообща.)
(Одному человеку нелегко, а вместе- любая работа по силам.)

4.Работа по теме урока
-Ребята,сейчас вы должны будете вместе дружно поработать, провести исследоватескую работу в группах. Подвиньте стулья ,возьмите лист с заданиями, внимательно их прочитайте и попробуй сообща найти на них ответы.Помните о правилах работы в группе.

Дети показывают готовность групп.

-Приготовьте светофоры
-Проверяем работу групп.
-Прочитайте пары слов, которые вы анализировали.
СЛАЙД3

-Что обозначают слова первой пары?
-что обозначают слова второй пары?
-Проверьте запись транскрипции слов и исправьте ошибки, если они есть.
-Одинаково или по разному произносятся слова в парах?
-Какой звук мы слышим в словах полю и солю после звука л?
-А какой звук мы слышим после звука л в словах полью и солью ?
-А чем различается написание слов?
-Зачем на письме нужен мягкий знак?
-Можно ли его назвать разделительным?
-После каких букв пишется разделительный мягкий знак?
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
-А теперь, посовещайтесь в группах, и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах, дополнив опорную схему на розовой карточке.

Дети показывают готовность групп.

Физкультминутка

-Прочитайте текст схемы-опоры.
СЛАЙД 5
-Какие звуки в этом случае обозначают гласные буквы?
СЛАЙД6 (сова)
-А теперь давайте проверим наши выводы, послушав правило тётушки Совы.
Эор1
-Итак, правильно ли мы сформулировали правило о написании разделительного мягкого знака в словах?
-А какими ещё сведениями о разделительном мягком знаке дополняет наши знания правило тётушки Совы?
-Кто услышал, в какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
-Вы довольны своим открытием? Оцените свою работу.(хлопки)
-А теперь прослушайте ещё одно правило тётушки Совы.
Эор2
-Скажите,почему разделительный мягкий знак является орфограммой?
(Это опасное для написания место в слове.)

5.Закрепление нового материала.
1) Работа с учебником.
-А сейчас поупражняемся в письме слов с разделительным мягким знаком.
Найдите упр.№56 на с. 33. Прочитайте задание.

-Выполнять задание будем по цепочке.

2) Игра.
- А теперь немного поиграем. Вы должны будете заменить словосочетания одним словом.
СЛАЙД7,8

-Какая орфограмма есть во всех словах- ответах этой игры.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-А сейчас возьмите карточку жёлтого цвета и выполните тест.

СЛАЙД 9
-Проверьте вашу работу и оцените её.

-Поднимите руку те, кто смог выполнить задание без ошибок.
-А теперь поднимите руку те, кто справился с заданием, но ещё допускает ошибки.
-А теперь поднимите руки те, кому ещё нужна помощь учителя или товарищей.
-Ребята, это первый урок по данной теме в разделе поэтому у нас с вами ещё есть время для работы над этой орфограммой.
7.Домашнее задание.
Правило с. 32,ТПО № или № по выбору
8.Подведение итога урока. Рефлексия.
- А сейчас, выберите и продолжите любое предложение.
СЛАЙД10
На сегодняшнем уроке я узнал ...
На этом уроке я похвалил бы себя за ...
Сегодня я сумел ...
Мне было трудно ...
-Своё предложение скажет ...

-А теперь оцените своё отношение к сегодняшнему уроку с помощью смайликов.
-Если вам было интересно и легко на уроке,поднимите улыбающийся смайлик.
-Если вам было интересно, но вы испытывали некоторые затруднения, поднимите смайлик с прямым ротиком.
-Если вам было неинтересно на уроке поднимите грустный смайлик.
-Я тоже хочу выразить своё отношение к вашей работе на уроке.
СЛАЙД 11

Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Цели:
формировать у обучающихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко - буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко - буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.
Сценарий урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
(Приветствие гостей)
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Чтобы многое узнать
2.Актуализация знаний
-А начнём мы наш урок с минутки чистописания. Но чтобы узнать написание какой буквы мы будем повторять ,вы должны отгадать загадку:
Мягкий голос , мягкий шаг
Это буква (мягкий знак).(Картинка)
-Писать эту букву вы будете тройками. Сравните эти тройки. Чем они отличаются? На первой строке вы запишите эти тройки, соблюдая закономерность. На второй строке запишите слова с мягким знаком, подчёркивая эту орфограмму.
(Большой, льёт, вьюга, коньки, олень, семья.)
3. Самоопределение к деятельности.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-Назовите первую группу слов.
-Назовите вторую группу слов.
-С написанием слов какой группы мы уже знакомы?
-Кто уже догадался ,какая сегодня у нас будет тема урока?
СЛАЙД 1
-Как вы думаете,чему вы должны будете научиться на уроке?
(Определять слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.)
СЛАЙД 2
(В одиночку не одолеешь и кочку.)
-Прочитайте запись. Чем является это предложение?
-Ребята, а когда так говорят? (Когда люди работают вместе, дружно , сообща.)
(Одному человеку нелегко, а вместе- любая работа по силам.)
4.Работа по теме урока
-Ребята, сейчас вы должны будете дружно поработать, провести исследоватескую работу в группах. Возьмите лист с заданиями, внимательно их прочитайте и сообща попробуй найти на них ответы. Помните о правилах работы в группе.
____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
Прочитайте слова.
ПОЛЁТ-ПОЛЬЁТ (ПАЛ /ОТ-ПАЛ/ ЙОТ)
СОЛЮ-СОЛЬЮ (САЛ/ У- САЛ/ ЙУ)
1. Что они обозначают?
2.Одинаково или по разному они произносятся?
3.Запишите транскрипцию слов.
4.Каким звуком различаются слова каждой пары? Подчеркните его.
5.Сравни написание слов .Чем оно различается?
6. Зачем на письме нужен мягкий знак?
7. Можно ли его назвать разделительным?
8.Подчеркните буквы после которых пишется разделительный мягкий знак одной чертой, а буквы перед которыми он пишется - двумя чертами.
АТЕЛЬЕ, БЕЛЬЁ, ВЬЮГА,ДРУЗЬЯ,РУЧЬИ
9.После каких букв пишется мягкий знак?
10.Перед какими буквами пишется мягкий знак?
_____________________________________________________________________________________
Дети показывают готовность групп.
-Проверяем работу групп.
-Прочитайте пары слов, которые вы анализировали.
СЛАЙД3
-Что они обозначают?
-Одинаково или по разному произносятся эти слова?
-Проверьте запись транскрипции слов и исправьте ошибки, если они есть.
-А сейчас приготовьте светофоры .
-Каким звуком различаются слова каждой пары?
-А чем различается написание слов?
-Зачем на письме нужен мягкий знак?
-Можно ли его назвать разделительным?
-После каких букв пишется разделительный мягкий знак?
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
-А теперь, посовещайтесь в группах, и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах, дополнив опорную схему.
СХЕМА-ОПОРА
Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих________ звуки, перед гласными____ .
Физкультминутка
-Прочитайте текст схемы-опоры.
СЛАЙД 4
-Какие звуки в этом случае обозначают гласные буквы?
СЛАЙД5 (сова)
-А теперь давайте проверим наше открытие, послушав правило тётушки Совы.
СЛАЙД6
-Итак, правильно ли мы сформулировали правило о написании разделительного мягкого знака в словах?
-А какими ещё сведениями о разделительном мягком знаке дополняет наши знания правило тётушки Совы?
-Кто услышал, в какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
-Вы довольны своим открытием? Оцените свою работу.(хлопки)
-А теперь прослушайте ещё одно правило тётушки Совы.
СЛАЙД7
-Скажите, почему разделительный мягкий знак является орфограммой?
(Это опасное для написания место в слове.)
Физкультминутка для глаз
5.Закрепление нового материала.
1) Работа с учебником.
-А сейчас поупражняемся в письме слов с разделительным мягким знаком.
Найдите упр.№56 на с. 33. Прочитайте задание.
Фронтальная работа. (по цепочке)
-Поднимите руку те, кто смог выполнить задание без ошибок.
-А теперь поднимите руку те, кто справился с заданием, но ещё допускает ошибки.
-А теперь поднимите руки те, кому ещё нужна помощь учителя или товарищей.
-Ребята, это первый урок по данной теме в разделе поэтому у нас с вами ещё есть время для работы над этой орфограммой.
2) Игра.
- А теперь немного поиграем .Вы должны будете заменить словосочетания одним словом.
СЛАЙД8, 9
-Какая орфограмма есть во всех словах - ответах этой игры.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-А сейчас возьмите карточку голубого цвета и выполните тест.
1.Разделительный мягкий знак пишется....
а) после букв , обозначающих согласные звуки
б) после гласных
2.Разделительный мягкий знак пишется....
а) перед согласными
б) перед гласными
3.Разделительный мягкий знак...
а) является показателем мягкости
б) показывает, что согласный не сливается с гласной
4.Подчеркни слова с разделительным мягким знаком
а) соловьи
б) огоньки
в) Дарья
г) стулья
д) колокольчики
СЛАЙД 10
Проверка работы по эталону. Самооценка.
-Поднимите руку те, кто смог выполнить задание без ошибок.
-А теперь поднимите руку те, кто справился с заданием , но ещё допускает ошибки.
-А теперь поднимите руки те, кому ещё нужна помощь учителя или товарищей.
-Ребята, это первый урок по данной теме в разделе, поэтому у нас с вами ещё есть время для работы над этой орфограммой.
7.Домашнее задание.
Правило с. 32, ТПО № или №
8.Подведение итога урока. Рефлексия.
-С какой орфограммой познакомились на уроке?
-Поднимите руку те, кто может помочь объяснить материал одноклассникам, допустившим ошибки?
- Выберите и продолжите любое предложение.
СЛАЙД11
На сегодняшнем уроке я узнал ...
На этом уроке я похвалил бы себя за ...
Сегодня я сумел ...
Мне было трудно ...
-Оцените своё отношение к сегодняшнему уроку с помощью смайликов.
-Если вам было интересно на уроке и всё понятно ,поднимите улыбающийся смайлик.
-Если вам было интересно, но вы испытывали некоторые затруднения при выполнении заданий, поднимите смайлик с прямым ротиком.
-Если вам было неинтересно на уроке, и вы не смогли справиться с большим количеством заданий, поднимите грустный смайлик.
-Я тоже хочу выразить своё отношение к вашей работе на уроке.
СЛАЙД12