Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Технологическая карта урока с презентацией «Прибавление и вычитание числа 1»

Начальная школа

Технологическая карта изучения темы «Прибавление и вычитание числа 1»

Тема

Прибавление и вычитание числа 1.

Тип урока

Урок введения нового знания

Цель урока

 

          - создать условия для осознания закономерности сложения чисел с единицей: результат сложения с единицей всегда число, следующее за данным;

      -  способствовать развитию математической речи, умения анализировать и обобщать;

      - воспитывать культуру учебного труда.

Задачи

1. С опорой на внутриклассную диагностику закрепить умение называть предыдущее и следующее число.

2. Познакомить учащихся с новыми математическими понятиями «сумма», «разность».

3. Формировать общеучебную деятельность: умение ставить и решать учебную задачу, умение выполнять действия в определенной последовательности, умение осуществлять контроль и самоконтроль.

4. Формировать личность учащихся через учебное сотрудничество и содружество.

Умения

Личностные УУД.

- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

-   В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-  Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-   Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • строить логическое  рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Планируемый результат

Ученики должны узнать, что результат сложения с единицей всегда число, следующее за данным, а вычитания – предыдущее.

Узнать новые термины – «сумма», «разность».

Уметь вести счет предметов.

Основные понятия

 Число. Цифра. Сумма. Разность.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник  Рудницкой  «Математика», 1 кл., 2 ч.

Тетрадь Рудницкой «Математика» № 3, 1 кл., Силуэты шариков у каждого ученика.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

 

Организацион-ный  момент.

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

 

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок.  

Мы гостей сегодня ждали

 И с волненьем их встречали –

 Хорошо ли мы умеем

 И решать, и отвечать?

 Не судите очень строго,

 Ведь учились  мы немного.

- На уроке вы покажете мне, что вы уже знаете, а я постараюсь открыть вам еще один секрет этой интересной страны под названием «Математика». (СЛАЙД № 1)

- Я желаю вам успешной работы в изучении математики.

Осознанное вхождение учаще-гося в пространство учебной деятельности. Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).

-самоопределение (Л);

-смыслообразование (Л);

-внутренняя позиция школьника(Л);

-учебно-познаватель-ная мотивация(Л);

- планирование учебно-го сотрудничества (П).

 

Актуализация знаний

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Повторение изученного материа-ла, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания.

Устный счет: (СЛАЙД № 2)

 Чтобы быстро считать,

Задачи без труда решать,

 Нам надо себя тренировать.

 В математике любая работа

 Не обходится без устного счета.

1. Помогите «гусенице-растеряше собрать числа». (СЛАЙД № 3)

 • Прочитайте числа в порядке возрастания.

 • Прочитайте числа в порядке убывания.

 • По какому принципу записаны числа.

 • Назовите число, следующее при счете за числом: 2, 4, 6, 8, 10

 • Назовите число, которое называют при счете перед числом: 12, 14, 16, 18

 2. А теперь задача шутка, только на одну минутку! (СЛАЙД № 4)

 По траве бежал котенок,

 А за ним бежал щенок.

Кто, ребята, сосчитает,

Сколько там бежало ног?

 • Как узнали?

 - А еще как можно узнать?

3.Игра «Кто самый внимательный?» Определить, сколько здесь квадратов (СЛАЙД № 5)

«Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уро-ках. Для усвоения нового зна-ния важно быть вниматель-ным, усидчивым,…»

Ответы детей.

Четные

3, 5, 7, 9, 11.

11, 13, 15, 17.

4+4

По 4 взять 2 раза

5

Актуализация знаний, необходимых для  по-нимания новой темы.

 

Первичный опыт. Постановка проблемы.

(Выявление места и причины затруднения)

(4 мин)

 

 

Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсудить затруднения: «По-чему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговаривание темы и цели урока).

(СЛАЙДЫ 7-10)

• Ребята, а какой сегодня день недели?

 • А какой месяц?

 • А число?

 • А какой день недели был вчера? Будет завтра?

 • А какой месяц предшествовал февралю? А какой будет после?

 • Какое число было вчера? Будет завтра?

 • Какое число называют при счете перед числом 6? • Какое число называют при счете после числа 8?

 • Как получить число 7, если есть число 8?

 • Как получить число 5, если есть 4?

 • Не решая примеров, скажите, где ответ больше или меньше? Почему?

 • Скажите, а что нужно сделать с числом, когда к нему прибавляешь один.

- А если вычитаешь?

 -А теперь скажите, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (СЛАЙД 11)

- Значит, гостьей нашего урока, сегодня будет Единица. (СЛАЙД 12)

Я царица-единица

Поработать мастерица

И прибавить, и убавить,

Радость всем могу доставить.

 

Четверг.

Февраль.

6

Среда. Пятница.

Январь. Март.

 

5. 7.

7.

9

8-1

4+1

 

 

Назвать следующее на ним число.

Предыдущее.

О прибавлении и вычитании 1.

-волевая саморегуля-ция (Р);

- анализ, синтез, срав-нение, аналогия (П);

-подведение под поня-тие (П);

-постановка и форму-лирование проблемы (П);

- формулирование и аргументация своего мнения;

-учёт разных мнений (К).

 Умение использовать научный метод позна-ния.

Самостоятельное опре-деление темы и цели урока.

 

Исследование. Открытие нового знания

(10 мин)

 

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. Пошагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму действий.

- Что принесла с собой Единица?

-Что вы видите на экране?

-Сколько столбиков?

-Рассмотрите 1столбик. Что интересного заметили?

-Рассмотрите 2 столбик, что здесь заметили?

-Какое же главное отличие этих столбиков?

 

-Тихо! Тихо, ребята, кто-то шепчет.

- Представляете, ребята, Единица хочет, чтобы мы запомнили все эти

примеры.

1+1=2            2-1=1

2+1=3            3-1=2

3+1=4            4-1=3

4+1=5            5-1=4

5+1=6            6-1=5

6+1=7            7-1=6

7+1=8                       8-1=7

8+1=9            9-1=8

9+1=10          10-1=9

- Давайте придумаем, как можно легко их запомнить.

-Что вы можете предложить?

-Составьте пример. (Например, 6+1=7)

-Как считали? (выслушать несколько человек)

Вывод:

Прибавляя 1, надо назвать следующее число.

-Придумайте еще один пример, чтобы проверить, так ли это.

Аналогично про вычитание.

-Составьте пример. Как считали?

Вывод:

Вычитая 1, надо назвать предыдущее число!

- Кто умеет считать до 100?

- Тогда скажите, сколько будет 36+1, 58+1, 93+1?

- 45-1, 67-1, 89-1?

ОБЩИЙ ВЫВОД:

- И так, если прибавляем 1, то надо назвать следующее число.

Если вычитаем 1, то называем предыдущее число.

(СЛАЙД № 13)

Пришла Единица, принесла с собой таблицу!

Примеры. 2.

+1

-1

+. -

Так много?! Можем ли мы их сразу запомнить?!!! Все?!!!!

Предложения детей.

(Например, 4+1=5), было 4, а стало 5! Мы назвали следующее число.

Коммуникативные уме-ния – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «кри-тик».

Осознание ценности совместной деятель-ности.

 

Проект (Реализация построенного проекта.)

Первичное закрепление

(10 мин)

Построение и фиксация нового знания. Прогова-ривание нового знания. Применение нового знания в типовых условиях.

Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму.

-Откроем учебники на стр.31 и выполним задание № 5.

Подумайте на какие две группы можно разделить эти примеры. (СЛАЙД № 14)

-Назовите результаты. Число, которое получается при сложении чисел, называют словом СУММА. (СЛАЙД № 15)

Указать на один из примеров таблицы «+1».

-Прочитайте пример.

-Кто может прочитать по-другому?

-Я еще могу предложить один способ чтения примера: «Сумма

четырех и одного равна пяти»

Аналогично с разностью.

- Указать на один из примеров таблицы « -1»

-Прочитайте пример.

-Кто может прочитать по-другому?

-Прочитайте пример со словом «разность».

1.Задача. Составьте по рисунку задачу на сложение и решите ее. (СЛАЙД № 16)

Висит 5 морковок. Упала 1 морковка. А сколько было? А теперь на вычитание: Было 6 морковок. Упала 1 морковка. Сколько осталось?

+1, - 1

Ответы детей.

- умение определять и придерживаться цели (Р);

- умение сравнивать, классифицировать, де-лать выводы, доказы-вать (П).

- умение работать в парах (К).

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

 

Физминутка

(3 мин)

 

 

Поддержание активной работоспособности.

 На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала.

Музыкальная физминутка с движениями.

   
 

Самостоятель-ная работа

(5 мин)

 

 

Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

. Работа в тетради стр. 23 № 1.  Запускаем машины «+1» и «-1» (СЛАЙД № 17) .

- Откройте тетради. Каких героев видите справа и слева? Что это за

герои?

-Перед вами, ребята, вычислительные машины, которые

усовершенствовали Винтик и Шпунтик и предлагают вам на них

поработать.

-Работать будете в парах. Можно советоваться, помогать друг другу,

сравнивать ответы. Как только будете готовы, то поднимите руки

«домиком».

-Не забудьте включить и выключить машину. Проверили посадку.

(Самостоятельная работа детей в парах)

Проверка.

Спросить, как решался первый и последний пример подробно.

(Ввожу в машину число 3, а выходит из нее следующее число 4)

-Если нет ошибок, поставьте « +» под каждой машиной.

Самостоятельно выполняют за-дание.

Работа в парах по алгоритму, действуя по схеме «я на-училась и могу проверить се-бя».

 

Выполняют задание, опираясь на новые знания.

 

 

 

Успешно выполненные задания.

Сформированные пред-метные УУД

 

Включение нового знания в систему знаний. Повторение.

(6 мин)

 

 

Включение НЗ в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Самостоятельная работа стр. 23 № 2 . Самопроверка (СЛАЙД № 18)

- Какое задание в этом номере?

- Сколько всего столбиков?

- В каком столбике надо найти сумму?

- В каком столбике надо найти разность?

-Чем интересен второй столбик?

-Выполните работу самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

ПРОВЕРКА на компьютере.

-Давайте проверим. Смотрим на экран.

-Проверяем 1 столбик. Кто согласен?

-Проверяем 2 столбик.

-Проверяем 3 столбик. ( В нем «ловушка». Попросить объяснить

правильное решение.)

Итог: У кого не было ошибок, поставьте на поля зеленым цветом знак

«+».

 

 

 

Решить примеры.

2.

1

3

В нем сумма и разность.

Успешно выполненные задания.

Сформированные мета-предметные и предмет-ные УУД,

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

 

 

Соотнесение цели урока и его результатов, само-оценка работы на уроке (результатов деятельности своей и всего класса), осознание метода построения НЗ.

(СЛАЙД 19)

• Мы узнали…

• Мы учились…

• У нас не получилось…

• На уроке было легко….

• На уроке было трудно…

• На следующем уроке необходимо поработать над…

- Домашнее задание: рассказать дома родителям, какую хитрость мы

придумали, чтобы быстро и легко прибавить и вычесть 1.

 Оцените свою работу на уроке

Если вы довольны своей работой, то на шарике нарисуйте улыбку, если недовольны, то прямую линию. Поднимите свои шарики. Посмотрите сколько улыбок в вашем классе. Я тоже довольна вашей работой. Вы мне очень понравились. Огромное спасибо вам за урок! (СЛАЙД № 20)

 

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор.

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности полученных знаний.