Внеурочное занятие духовно - нравственного направления «Богатыри земли русской»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Внеурочное занятие духовно - нравственного направления «Богатыри земли русской»

Начальная школа

Тема: Женщины и война.
Цели:
1 показать, какой вклад внесли женщины для победы в Великой Отечественной войне, в ходе рассуждений и беседы сделать вывод о том, что победа была завоёвана не только в бою
2 развивать способность сопереживать, сочувствовать.
3 воспитывать чувство патриотизма, гордости за наш народ и благодарности к нашим ветеранам.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фильмы «Хроника Великой Отечественной войны», «Женщинам ВОВ посвящается», текст о Герое Советского Союза Меклин Н., фото девушек-летчиц с надписью.
Ход занятия
1. Организация на работу.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами разговор на серьёзную тему.
2. Вступительная беседа.
Слайд 1 –годы войны, название.
– Что вам говорят эти числа?
Да, это годы тяжких испытаний для нашей страны. В этом году наша страна будет праздновать семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне. 9 мая мы будем радоваться все вместе Победе, одержанной нашим народом.
- Кто сражался на фронте?
Мнение детей
- Мужчины встали в строй, чтобы защитить свою страну, свои семьи, своих детей от фашистов,
- А что в военные годы делали женщины?
Мнение детей
3. Сообщение темы занятия.
- Мы поговорим не только о солдатах, но и тех, без кого эта победа не была бы одержана.
Сегодня мы говорим о женщинах в годы войны.
Слайд 2 – тема занятия.
4. Работа по теме.
1 Женщины на фронте.
Слайд 3 фото: женщины - добровольцы направляются на фронт. Лето 1941 года. Женщины встали в строй наравне с мужчинами. До Великой Отечественной войны слово «солдатка» имело такое значение: солдатка – это жена солдата. Именно в годы этой войны появилось у слова и другое значение «женщина – воин», «женщина – солдат».
- Женщины всех профессий, возрастов, национальностей встали в ряды вооруженных защитников Отечества. На фронтах сражались до 1 млн. женщин. С первых дней войны они подавали заявления об отправке их в действующую армию. По всей стране начали работать школы по обучению женщин военным специальностям.
– Как вы думаете, какие это профессии могут быть?
Мнение детей
Слайд 4 фото: старшина В. Соколова, санинструктор истребительно-противотанковых артиллерийских частей.
- Что делали санинструкторы?
Мнение детей
Слайд 5 фото: военврач Е.А. Каверина (первый ряд в центре). Рядом медсестры и раненный Рязанцев. 421-й эвакогоспиталь, сентябрь 1943 года.
– Конечно, женщины врачи и санитары, спасли множество жизней в военные годы, их подвиг известен, потому что поднимать солдат на ноги в тех, условиях, в которых они работали – это подвиг, под свистящими пулями, под взрывами гранат, под дулом танков они возвращали жизнь.
Слайд 6 фото: связистка 171-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона рядовая А.С. Аверина. На гимнастерке виден знак «Отличный связист».
А. Аверина до войны была мастером-фотографом. В армию пошла добровольцем в 1942 году.
Слайд 7 фото: девушки-регулировщицы в Белграде на площади Республики. Справа — здание Народного театра.
Слайд 8 фото: выдача горячей пищи на полевой кухне.
- Я думаю, эту военную профессию вы назовёте без ошибки.
Слайд 9 фото: снайпер 3-й ударной армии гвардии сержант Белоусова Юлия Петровна. Личный счет — свыше 80 уничтоженных солдат и офицеров противника. 2-й Прибалтийский фронт.
Слайд 10 фото: девушки-пулеметчицы из истребительного батальона с пулеметом системы Дегтярева (ДП).
Слайд 11 фото: разведчица Наталия Владимировна Малышева. На фото с самозарядной винтовкой СВТ в звании рядового.
Слайд 12 фото: фотокорреспондент Наталья Боде в Сталинграде.
Слайд 13 фото: девушка, матрос-водолаз спасательной службы Новороссийска
Слайд 14 фото: Герой Советского Союза летчик гвардии лейтенант Наталья Меклин (Кравцова)
О девушке на этом фото вы узнаете больше, прочитав текст:
( листы с текстом даются каждому).
Наталья Фёдоровна Меклин (по мужу — Кравцова) — советский офицер, военный лётчик, во время Великой Отечественной войны старший лётчик, гвардии лейтенант. Герой Советского Союза.
Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны, Полтавской области на Украине.
Школьные годы Наталья Федоровна провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. В 1941 году окончила 1-й курс Московского авиационного института.
В начале октября 1941 года была зачислена по личному заявлению в женскую авиационную часть.
На счету командира звена Натальи Кравцовой — 980 боевых вылетов
После войны Н. Кравцова окончила Военный институт иностранных языков. Работала переводчиком. Жила в Москве.
Скончалась 5 июня 2005 года..
Награды
• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
• Орден Ленина
• Три Ордена Красного Знамени
• Орден Отечественной войны 1-й степени
• Орден Отечественной войны 2-й степени
• Орден Красной Звезды
• Орден «Знак Почета»
• 12 медалей
Наталья Фёдоровна — автор большого количества очерков и рассказов. Её сборник повестей называется «Вернись из полёта!».
Повести:
• От заката до рассвета.
• Из-за парты — на войну.
• Вернись из полёта!
• За облаками — солнце
• Госпитальная палата

Слайд 15 фото: командир танковой роты 5-го гвардейского механизированного корпуса старший лейтенант Евгения Сергеевна Кострикова.
Известно, что в должности военфельдшера 5-го гвардейского механизированного корпуса Е.С. Кострикова спасла жизнь двадцати семи танкистам в танковой битве под Прохоровкой, при этом была ранена снарядным осколком в правую щеку. Была награждена орденом Красной звезды. После лечения в госпитале осенью 1943 года вернулась в свой корпус и в должности командира танковой роты продолжила участие в войне.
Слайд 16 фото: Валентина Яковлевна Орликова (19.02.1915 — 31.01.1986) — первая женщина-капитан БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер), единственная в мире женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
- Посчитайте сколько лет ей было, когда началась война? ( 26 лет)
Слайд 17 фото: книги о женщинах - воинах.
- Эти книги написаны уже после войны. По ним сняты фильмы.
2 Женщины в тылу.
- На фронте было тяжело. А в тылу?
Мнение детей
Слайд 18 фото: женщины роют противотанковые рвы под Москвой осенью 1941 года.
Каждый день в течении нескольких месяцев ходили женщины рыть противотанковые рвы. Это была их работа. В любую погоду. На болезни и плохое самочувствие скидок не было. Чтобы защитить Москву нужно копать.
Слайд 19 фото: замена рельсов на железнодорожной станции. На заднем плане виден состав из товарных вагонов, приспособленных для перевозки людей («теплушки») и паровоз.
Немцы бомбили железнодорожные станции. Почти каждый день приходилось восстанавливать пути. Техники не было. Были только женщины. И они работали не хуже тракторов и подъёмных кранов.
Слайд 20 фото: концерт на передовой.
В перерыве между боями проходили концерты. Артисты приезжали, чтобы поддержать солдат. Воины очень ждали эти выступления. Это была частичка мирной жизни, о которой мечтали все.
Слайд 21 фото: выступление артистки перед ранеными.
Выступления перед ранеными помогали солдатам забыть о боли и скорее вылечиться.
Слайд 22 фото: женщины у станка.
- Мужчины ушли на фронт. Женщины взвалили на себя мужскую работу, которая раньше считалась не по силам женским плечам, и выполняли её не хуже мужчин.
Слайд 23 фото: весенний сев.
– Сколько лет длилась война? Четыре страшных зимы, голодных зимы, а весной надо сеять, чтобы хоть как-то жить. Коров впрягали в плуг. А если не было коров, то приходилось впрягаться в плуг самим.
Слайд 24 фото: беженцы.
– И выпало на женскую долю испытать страшное: многие из них стали беженками.
- Как вы думаете, почему людей так называют – беженцы или беженки?
Мнение детей
- Они идут из дома неизвестно куда и не знают, где будут жить, что будут есть. С собой они везут только самое необходимое, бросив все там, где раньше был дом.
Слайд 25 фото: женщины-партизанки, вооруженные винтовками Мосина с примкнутыми штыками.
- Те, кто уйти не успел или не захотел, жили в оккупации. Были и такие, кто становился партизанками. Они уходили в леса, на болота, устраивали лагерь и занимались подрывной деятельностью - взрывали вражеские эшелоны, уничтожали отдельные части немцев. Вредили захватчикам как могли.
Вы посмотрели фотографии о женщинах.
А сейчас предлагаю вашему вниманию отрывок из фильма, снятого в годы войны о жизни в Казахстане.
Демонстрация отрывка фильма. (5 мин. 34 сек).
2 Краеведческий материал. Постановка задачи.
- Я хочу обратить ваше внимание ещё на одну фотографию военных лет.
(Каждому на стол)
Девушки 487-го истребительного авиаполка. На фото сидит слева сержант О.Доброва. Надписи на обороте фотографии: «Маша, Валя, Надя, Оля, Таня — девушки нашей части п/п 23234-а». Щигры, Курская область. 29.07.1943

- Рассмотрите её. Прочитайте надпись.
- Как вы думаете, почему я дала её отдельно от других фото?
Мнение детей
- Это фото было сделано в нашем городе. Представляете 72 года назад по нашим улицам ходили эти молодые красавицы. Кто знает, что с ними стало потом? Может быть кто- то дожил до наших дней, а кто- то погиб или умер уже после войны. А на фото они молодые, весёлые и ещё живы. Четверо смотрят на кого-то справа от них. Только одна задумчиво отвела взгляд. О чем она задумалась?..
- О них мы вряд ли что сможем узнать, а вот о своих прабабушках или прадедушках вы узнать ещё можете. Дома расспросите родственников, запишите их рассказы. Поищите фотографии. Все, что найдете, приносите в класс. Мы оформим все в альбом. В этот альбом мы поместим сведения не только о воинах, но и тех, кто жил во время войны. Альбом мы подарим нашему школьному музею.
5. Рефлексия.
Просмотр фильма « Женщинам Великой Отечественной войны посвящается» .
Продолжите фразу:
«Сегодня я узнал....»
«Сегодня я понял...»
«Мне было интересно...»
6. Итог занятия
- О каких военных женских профессиях вы узнали?
- Что делали женщины в тылу?