Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Конспект урока литературного чтения в 3 классе индивидуального обучения. Тема: «В шутку едим, в шутку работаем». Латышская сказка.

Начальная школа

Цель:
-познакомить учащихся с латышской сказкой «В шутку едим, в шутку работаем»;
-совершенствовать навык правильного и беглого чтения с использованием чтения по цепочке ;
-сформировать навык осознанного чтения, используя чтение по вопросу учителя, чтение фрагмента сказки, соответствующего пункту плана или иллюстрации;
-развивать связную устную речь, используя вопросы, картинный и словесный планы сказки;
-развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования эпизодов сказки.
Оборудование: подготовленная заранее запись на доске слов требующих уточнения значения и отработки правильного и беглого чтения, иллюстрация с изображением работа ющих косарей. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ход урока
1.Организация класса.
Прочитать название животных, которые спрятаны в этих строчках:
Вабрволккенгрлевитрпавукелисарпакенгшжмедведьбю
( на листочке)
2. Речевая зарядка.
Слушали старушки,
Как куковала кукушка на опушке.
(Слайд 1)
3.Проверка домашнего задания.
Почему звери согласились с предложением льва?
Справедливо ли волк поделил добычу? Почему?
Чтение и пересказ сказки.
4.Тема урока: «В шутку едим, в шутку работаем». (Слайд 2)
Подготовительная беседа.
-Какую работу выполняют люди в поле летом? (Пропалывают растения от сорняков, собирают лекарственные растения, заготавливают сено...)
-Участвовали ли вы в летней работе? Что вы делали?
-Легко или сложно было выполнять работу ? Почему?
-Какими словами можно сказать о летнем солнце? (Яркое, жгучее, палящее, ослепительное...)
-Как нужно спасаться от жары? (Отдыхать в тени, пить много жидкости...)
Работа с иллюстрацией.
-Какое время года нарисовал художник? Чем люди заняты? (Люди косят траву, т. е. заняты косьбой травы.)
-Какие инструменты необходимы для косьбы травы? (Коса.)
-Знаете ли вы как выглядит коса? (Слайд 3)
-Она состоит из двух частей: деревянной ручки с перемычкой и металлического косья. Чтобы скосить траву, необходимо отвести в сторону руки и затем вернуть их в исходное положение (сопровождать показом), а косье прижимать к земле. Люди, которые заняты косьбой травы, называются косари. Место, где косят траву,— покос.
5.Словарная работа.
коса — косари — покос
хлебать — похлебка
череда-черед-очередь
(прочитать и объяснить, что эти слова обозначают) (Слайд 4)
Вопрос: Как хозяин отнёсся к своим косарям? ( Ответить на главный вопрос после прочтения сказки)
6.Чтение первой части сказки .
После прочтения этой части сказки учитель выясняет, насколько глубоко ребята восприняли этот текст:
1. Назовите героев этой сказки.
2. Кто такой хозяин? Работал ли он в поле? Что он делал?
Вопросы по итогам прочтения второй части:
4. Отчего котел оказался пуст? Кто расплескал похлебку? Как это случилось?
5. О чем спросили косари хозяина?
6. Что хозяин ответил работникам? Прочитайте еще раз эти слова. Как вы понимаете выражение «поешьте просто так, в шутку»? Как можно сказать по-другому?
Чтение заключительной части сказки и ответы на вопросы
к ней:
7. Что делали косари после отдыха? Как они работали?
8. Чем хозяину не понравилась работа косарей?
9. Что ответили работники хозяину? Почему?
7.Физкультминутка.
Ребята вслед за учителем повторяют строки стихотворения и выполняют соответствующие движения.
Возьмем мы в руки косоньки,
Нарежем много травушки.
Вот так! Вот так!
Накормим ей коровушку,
Накормим ей лошадушку.
Вот так! Вот так!
8.Анализ текста сказки.
10. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, кто на ней изображен. Что делает хозяин? Много ли похлебки в котле? Почему? Вспомните, переживал ли хозяин о расплесканной похлебке или ему было все равно. Как вы думаете, косари обрадовались или огорчились привезенному обеду? Прочитайте отрывок, соответствующий иллюстрации. Голосом передайте настроение косарей.
11. Придумайте название к этой иллюстрации. («Хозяин отдает пустой котел косарям».)
12. Вспомните, с чего начиналась сказка о косарях и хозяине? Кого бы вы нарисовали к этой части сказки?(Словесные зарисовки учеников).
13. Учащиеся анализирует изображенное, потом читают («жужжащее» чтение) соответствующий фрагмент сказки и подбирают подходящий заголовок (например: «Хозяин везет похлебку на покос»).
Далее спрашиваю:
-Что произошло после того, как косари «в шутку поели»? Какую бы картинку вы нарисовали к этой части текста?
-Как косари проучили жадного хозяина? Понравилось ли это хозяину? Почему?
9.Работа с картинным планом.
-Перескажите сказку, опираясь на иллюстрации и подписи к ним (Слайд 5).
1. Хозяин везет похлебку на покос.
2. Хозяин отдает пустой котел косарям.
3. Косари работают в шутку.
10.Заключительная беседа по вопросам:
14. Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
15. Назовите черты характера хозяина? Украшают ли они человека? Почему?
16. Кто в сказке пострадал сначала, а кто — потом?
17. Какую главную ошибку допустил хозяин? Как он относился к работникам?
18. Почему нужно быть внимательным к другим людям, проявлять заботу о них, оказывать помощь?
11. Домашнее задание : подробный пересказ сказки.