Урок математики в 3 классе «Умножение в случаях вида 50х9 и 200х4».
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок математики в 3 классе «Умножение в случаях вида 50х9 и 200х4».

Начальная школа

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Цели:

1. Закреплять представления о распределительном свойстве умножения относительно сложения.
2. Вывести на основе этого свойства новый алгоритм внетабличного умножения.
3. Повторять последовательность натурального ряда чисел в пределах 100, соотношение между числами этого ряда, состав изученных двузначных чисел из разрядных слагаемых, изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100.
4. Повторять и закреплять умения решать текстовые задачи изученных ранее видов.

Задачи:
с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;
формировать умение работать в паре, осуществлять взаимоконтроль;
воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Ход урока

(технологическая карта урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Мотивация.

- Вот опять звенит звонок

Ты готов начать урок?

Ученики: - Настроение на 5,

- Значит можно начинать!

-Сегодня, у нас, на уроке математике   присутствуют гости, давайте мы и с ними поделимся хорошим настроением. Улыбнёмся им.

-Прочитайте пословицу на экране: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

-Как   её понимаете?

-Эта пословица и будет девизом урока.

Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

(Высказывание детей).

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

III.Устный счет.

1. Устная разминка:

1)Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и допишите ещё три.

50, 45, 40, 35, ..., ..., ...

2) - Найди лишнюю величину:

8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см²

99 м, 37 м, 48 м², 45 м,   105 м

3) Решите логические задачи:

- Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?

- На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?

- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?

- Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл.

« Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой».

- Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу).

(30,25,20,15,...)

(Один человек).

(ни одного).

(4 часа)

(нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу).

Познавательные: анализ и синтез;

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

IV. Актуализация знаний.

- Для того, чтобы отправится за новыми знаниями, нам нужно вспомнить изученные

100х9     30х4     7х10       10х10     4х100

10х13     60х3     36х10     8х100    

- Что общего в выражениях?

- Разделите их на три группы?

- Найдите произведения чисел.

- В каких произведениях применяли переместительное свойство умножения?

- Как нашли значения выражений в третьем столбике?

- Вспомните, как любое число умножить на 10?

- А теперь представьте число 60 в виде произведения 10 и *

- Запишем новое равенство: 10х6х3.

- Использую сочетательное свойство, найдите значение выражения.

- Найдем значение выражения 30х4, использую прием разложения числа 30 на произведение 10 и *.

- Чего нам не хватало, чтобы найти значения произведений?

Все произведения чисел

1 гр. – 100х9, 4х100, 8х100

2гр. – 36х10, 7х10, 10х10, 10х13

3 гр. – 60х3, 30х4

100х9, 10х13.

60+60+60, 30+30+30+30

Можно справа числа приписать один нуль.

10х6

6х3х10=18х10=180

30=10х3, 10х3х4=10х12=120

Познавательные: анализ и синтез;

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, анализ и синтез;

Личностные: самоопределение, самоконтроль;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

V. Целеполагание.

- Как вы думаете, что за навык мы будем отрабатывать на сегодняшнем занятии? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Поднимите руки, кто хочет научиться решать такие примеры?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Умножение круглых десятков на однозначное число.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

Личностные: принятие образа «хорошего ученика»;

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

VI. Открытие новых знаний. Работа по учебнику. ( с. 38)

- Откройте учебник на с.38, прочитайте тему урока. Выполняем задание №1, 2.

- Сколько граммов чая купил Волк? Как он его посчитал?

- Как считал Заяц?

-Умножим 70 на 8, используя способ рассуждения Зайца.

- Работа с правилом на с.38.

Складывал по 50 девять раз.

50х9= (5х10)х9=5х9х10=45х10=450

70х8=(7х10)х8=7х8х10=56х10=560

Повторение правила.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

Личностные: принятие образа «хорошего ученика»;

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

VII. Первичное закрепление

- Выполним умножение двузначных чисел на однозначные. №3 с комментированием у доски.

- Примеры какого вида мы сейчас решали?

- В упражнении №8 предлагают обсудить вместе, как 200х4?

-Посмотрите на задание №9. С какой целью будете выполнять его?

Обучающиеся комментируют по одному примеру.

Умножение круглых десятков на однозначное число.

Так же как умножение круглых десятков: справа закрыть два нуля, выполнить умножение, а затем приписать два нуля справа.

Один обучающийся комментирует у доски.

Научится решать примеры на умножение круглых трёхзначных чисел)

Личностные: положительное отношение к изучению математики;

Регулятивные: Действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

Физкультминутка

-А теперь отдохнём. Я буду зачитывать примеры. Если они решены верно, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой и произносите фразу: «Ой, ёй, ёй!»

200х3=500         100х7=70             200х4=800

400х2=800         300х3= 600           5сотх2=10сот.

Выполнение упражнений

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

VIII. Тренинг (выбираем задания и тренируемся).

- Решим задачу № 11. Прочитайте условие задачи.

- Что покупали?

- Сколько стоит календарь?

- Какова цена журнала?

- Как узнать цену журнала?

- Что спрашивается в задаче?

- Заполним таблицу (цена, количество, стоимость)

- Составьте план решения задачи.

- Один человек решает задачу у доски, а остальные записывают решение задачи в тетради.

- Календарь и журнал.

- 20 рублей

- В 3 раза дороже.

- 20х3

- Сколько стоят 2 журнала и календарь.

- 1)найдем цену журнала, 2) узнаем стоимость 2 журналов, 3) сколько стоит вся покупка.

Личностные: смыслообразование;

Регулятивные: планирование;

Познавательные: поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

IX.Самостоятельная работа.

- А теперь проверим, как вы сможете самостоятельно решить задачу, используя новый способ умножения круглых чисел на однозначное число. Работа по вариантам:

1 вариант - № 4, № 10

2 вариант - №6, № 10

Самостоятельное выполнение задания.

Личностные: положительное отношение к изучению математики;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Познавательные: осознание познавательной задачи;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

X. Взаимопроверка по эталону.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения по образцу.

- Решая задачу, вы использовали новый способ умножения круглых чисел на число?

- Прочитайте числовое выражение, значение которого равно120;

- Прочитайте выражение, значение которого равно800;

- В каком числовом выражении получилось 320?

- Прочитайте числовое выражение, значение которого равно560.

Умножение круглых десятков на однозначное число.

(129-109)х6=120

(64+36)х8=800

(32+48)х4=320

7х(95-15)=560

Личностные: положительное отношение к изучению математики;

Регулятивные: Действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи,;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи; взаимоконтроль.

XI. Задание на дом.

-Давайте вернёмся к девизу урока: «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»

-Кто считает, что   сегодня осветил нас своими знаниями, тот берёт красную фишку и идёт сюда. Вам Дом. задание на красных листочках.

- А кто считает, что ему ещё нужна помощь? Берёт Синюю фишку и прикрепляет её во второй столбик. Вам Дом. задание на синих листах.

9. Домашнее задание будет творческим.

-Выберите то задание, с которым вы справитесь.

Читают хором

Записывают домашнее задание.

Личностные: положительная мотивация к учению;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Познавательные: осознание познавательной задачи; классификация;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи.

  1. Рефлексия.

- Какое открытие сделали для себя на уроке?

-Как умножить круглые числа?

Какие знания понадобились, чтобы узнать новое?

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

- Всем спасибо за урок.

Умножить круглые десятки и сотни на однозначное можно двумя способами:

1)Заменить произведение суммой одинаковых слагаемых и сложить

2) Заменить круглое число десятками ( сотнями) и умножить.

знание таблицы умножения

Дополнение предложений.

Личностные: положительная мотивация к изучению математики;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать свои учебные действия;

Коммуникативные: участие в диалоге, соблюдая культуру речи, самоконтроль, самооценка.