Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок: окружающий мир в 1 «Б» классе «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Начальная школа

Цели урока

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту,

- с помощью опытов показать процесс загрязнения и очистки воды.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

Планируемые  результаты:

Обучающиеся научатся прослеживать путь воды; осознают необходимость использования чистой воды, ее экономии, опасность  употребления загрязненной воды.

Обучающиеся в совместной деятельности с учителем получат возможность научиться проводить опыты с водой.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, уметь контролировать свои действия и действия партнера.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Личностные УУД: соблюдать правила бережного отношения к природе и водоемам, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Оборудование: у учителя - компьютер, презентация к уроку(используется

                            произвольный показ 2), портрет  Злючки-Грязючки,

                            фотография реки Щигор, таблица «Очистные сооружения» , 

                            два стакана с  водой , воронка,  фильтр  (салфетка),

                            акварельные краски,   у  обучающихся -  учебник, рабочая

                            тетрадь,  цветные карандаши

Ход урока

   I.Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок. У нас замечательное настроение и мы настроились на урок. Я знаю, что всё у нас получится. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.                   

II. Актуализация знаний.

— Что такое семья?

— Как относятся друг к другу члены семьи?

— Какие интересные события происходят в жизни вашей семьи?

III. Самоопределение к деятельности.

— Наш постоянный гость Муравьишка  Вопросик принес для вас загадки:

(Слайды 2, 3, 4.)

1   Плещет теплая вода в берега из чугуна.

     Отгадайте, вспомните, что за море в комнате? (Ванна)

 

2    А что было! А что было! Мама речку в дом пустила.

      Речка весело журчала, мама в ней белье стирала.

      А потом, а потом я купался под дождем.(Ванна)

3    Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

      И хозяйничает в нем – как мы это назовем?(Водопровод)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О воде.)

— Прочитайте на с. 60 тему урока.   (Слайд  1)

(Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит ?)

— Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

---  Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока.

     1. Беседа, работа по учебнику.

— Вспомните, как вы используете воду дома. Для чего она нам требуется? (Ответы детей.)

Дети у доски читают стихи о значении воды.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Смоет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды —

Жить нельзя нам без воды.

 

— По рисунку-схеме на с. 60 проследите путь воды. Поду­майте, откуда вода приходит в наш дом и куда потом де­вается.

(Учащиеся рассматривают рисунок, делают свои предполо­жения.)

— Давайте вместе проследим, откуда в наш дом приходит вода.

   ---  Где начало этого пути?   (Слайды  6,  1)   (Ответы детей.)

— Почему речная вода попадает на станцию очистки воды? (Ответы детей.)

(Слайд  7)

Речную воду пить нельзя! Вода в реках недостаточно чистая. На станциях очистки воды она проходит через фильтры — специ­альные очищающие устройства, и только чистая вода приходит в наши дома.

— Расскажите, куда же поступает чистая вода. (Ответы детей.)

--- Что происходит с водой в наших домах?

— Давайте проследим, куда уходит грязная вода из наших квартир.  (Ответы детей.)

Грязная вода проходит через очистные сооружения.

--- Рассмотрите фотографию в учебниках на странице 61, на которой изображены очистные сооружения.

— Что случится с грязной водой, если она пройдет через очистные сооружения? (Она станет чистой.)

---  Загрязненная вода попадает в огромные бассейны, в которых отстаивается. Дно этих бассейнов выложено слоями мелких камешков, песка, мела. Крупные соринки, находящиеся в воде, прилипают к камешкам, песчинкам, а также бактерии, находящиеся в воде.

---   Затем воду пропускают через множество мощных фильтров, которые очищают воду от более мелких загрязнений. И только потом уже чистая вода снова попадает в водоем.

---    Как нужно относиться к воде?

— Подумайте, почему нужно экономно использовать воду? (Ответы детей.)

— Как это сделать? (Закрывать кран, если не пользуешься водой, не допускать поломки крана и т. д.)

---  Пока мы беседовали, к нам на урок пришла Злючка-Грязючка. (Учитель показывает портрет Злючки-Грязючки)

— В какой воде живет Злючка-Грязючка? (В грязной.)

(Учитель от лица Злючки-Грязючки читает текст на с. 61.)

— Подумайте, как нам защитить воду от Злючки-Грязючки. (Ответы детей.)

---    Как мы можем помочь сохранить наши водоемы чистыми?

---    На больших предприятиях, где для производства используют много воды, тоже используются очистные сооружения для очистки воды. И только тогда ее сбрасывают в водоем.(Слайд  14)

---    Посмотрите на эту фотографию.(На доску вывешивается фотография реки Щигор.) Что знакомое вы на ней увидели? Это река, которая протекает в нашем городе Щигры. Как называется эта река?

Это маленькая речка, но из таких маленьких речек начинают свой путь многоводные большие реки. Мы должны заботиться о чистоте наших рек и речушек.

      2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 38).

— Рассмотрите рисунок. Покажите путь воды на этом рисунке (самостоятельно).

---    Приготовьте синий и коричневый карандаши.  Синим карандашом покажите путь чистой воды в дом, а коричневым карандашом покажите путь загрязненной воды из дома.

--- Откуда начинает свой путь вода?

--- Куда она попадает сначала? Какой цифрой обозначена станция очистки воды?

--- Каким карандашом проведете линию?(коричневым)

--- Почему? (Вода в реке грязная, ее пить нельзя. Сначала ее надо очистить.)

--- Куда попадает вода после очистки? (В дом.) Каким карандашом проведете линию? (Синим)

--- Какая вода вытекает из дома?(Грязная) Куда она попадает?

--- Каким карандашом проведете линию?(Коричневым)

 Что происходит с водой на станции очистки воды?

--- Карандашом какого цвета покажете путь воды от стации очистки к реке?

Взаимопроверка в парах.

--- Сверьте составленные схемы со схемой в учебнике.

V. Физкультминутка.

                Над волнами чайки кружат,

                Полетим за ними дружно.

                Брызги пены, шум прибоя,

               А над морем — мы с тобою!

                     (Взмахи руками.)

               Мы теперь плывем по морю

               И резвимся на просторе.

               Веселее загребай

               И дельфинов догоняй.

     (Движения руками, выполняемые при плавании.)

             Поглядите: чайки важно

             Ходят по морскому пляжу.

                 (Ходьба на месте.)

            Сядьте, дети, на песок,

            Продолжаем наш урок.

                (Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока.

    Практическая работа. Проведение опыта по очистке воды.   

(Слайды  8, 9, 10)

(Для опыта берутся два стакана с загрязненной водой и фильтр (салфетка). Вода из одного стакана пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах сравнивается. Учащиеся рисуют свои наблюдения в рабочей тетради (с. 38—40, № 2) и устно делают выводы.

Вывод:  пройдя через фильтр, вода становится чистой. Использовать можно только очищенную воду.

VII. Рефлексия.    

— Что можете сделать вы, чтобы Злючка-Грязючка не посе­лилась в нашей реке?

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся показывают один из смайликов  и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока.

— Вернемся к учебной задаче урока. (Слайд  16)

Мы узнали путь воды, которую мы используем дома. Опишите его.

(Речная или подземная вода попадает сначала на станции очистки воды, оттуда она приходит в наш дом. В доме она загрязняется и за­тем попадает на очистные сооружения.)

— Мы провели опыт. Чему он нас научил?

(Использовать мож­но только очищенную воду.)

(  Слайд  17 )

--- Молодцы! Вы справились с задачами урока.