Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок русского языка в класс 3 «Б» Склонение имен существительных.

Начальная школа

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса, падежами русского языка.

Задачи урока:

1) провести наблюдение над изменением имен существительных по вопросам падежей;

2) познакомиться с названиями падежей русского языка;

3) научиться склонять имена существительные.

Планируемые результаты: обучающиеся узнают названия падежей русского языка и их вопросы, о роли падежей; узнают, что такое склонение; научатся склонять имена существительные.

Оборудование: учебник Русский язык (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) 2 часть, рабочие тетради, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Русский язык у нас сейчас!

- Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Тетрадь правильно кладу,                                    Нн

Ручку правильно держу.                                       Не        ннее     нннеее   …

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

- Догадайтесь о ком, или о чем идет речь. Разделите слова на две группы, запишите в тетрадь в два столбика, над словами укажите их род.

$1·         Часть суток с вечера до утра (ночь).

$1·         Приспособление, с помощью которого открывают замок (ключ).

$1·         Друг Карлсона (Малыш).

$1·         Сооружение из кирпича для отопления дома (печь).

$1·         Растение на болоте (камыш).

$1·         Друг всегда готов прийти на …(помощь).

$1·         Бывает устная и письменная …(речь).

$1·         Суп со свеклой и другими овощами (борщ).

$1·         Под соснами, под елками лежит мешок с иголками (еж).

$1·         Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь).

- Какой частью речи являются эти слова? Обоснуйте свой ответ.( Отвечают на вопросы кто?  что? ; обозначают предметы)

- По какому признаку разделили слова?(В одних словах пишется мягкий знак на конце после шипящих, в других – нет)

- Прочитайте слова с мягким знаком на конце. Объясните правописание мягкого знака. Подчеркните орфограмму. (Слайд 1)

- Какие слова вы записали в другую группу? Почему?(В этих словах не пишется мягкий знак после шипящих) (Слайд 2)

- Какие еще орфограммы встретились в словах? Подчеркните.

- Скажите,  о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке, отгадав загадку:

(Слайд 3)

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

- Сегодня мы продолжим разговор об имени существительном. Что вы знаете об имени существительном?

- Послушайте письмо одного мальчика из Германии и подумайте, все ли правильно в письме:

Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас.

- Какие ошибки вы услышали в письме?( Неправильно употреблено окончание слова Москва)

-  В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы вы смогли  ответить на вопрос: “Что не знал Матиас о секретах русского языка?”

III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова, записанные на доске (Лиса, лисы, лисе, лисой)

- Это однокоренные слова? (Нет, это формы одного и того же слова)

- Поставьте к каждому слову вопрос.

- Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание)

-  С чем будет связана тема сегодняшнего урока? (С изменением имен существительных по вопросам, с изменением окончаний имен существительных)

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.

- Откройте учебники на с. 36. Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Слайд 4)

- Найдите упражнение №64, прочитайте его.

- Вставьте в предложения пропущенное существительное «сосна» в нужной форме.(Задание выполняется устно)

- Что происходило со словом «сосна»? (Оно изменяло окончание)

- Почему изменялось окончание существительного «сосна»? (Оно отвечало на разные вопросы)

- А теперь выполним письменное задание. Выпишите слово «сосна» вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в слове «сосна» окончания. (Задание выполняется комментировано)

2. Знакомство с названием падежей и падежными вопросами.

- Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

- Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам или склонением.

- Сколько раз существительное «сосна» меняло свое окончание? ( 6 раз)

– В русском языке 6 падежей. Каждый из них имеет свое имя и свои вопросы.

- Прочитайте сообщение о падежах в учебнике. (Слайд 5)

Именительный падеж

кто?      что?

От слова «имя», то есть название предмета

кто?  лиса       что?  река

Родительный падеж

кого?    чего?

Буквально означает «полученный от рождения». Такое название обусловлено тем, что часто обозначает лицо, являющееся родителем или владельцем.

сын  кого?  Ивана          дом  кого?  сестры

Дательный падеж

кому?   чему?

От слова «дать».

дать  кому?  сыну

Винительный падеж

кого?    что?

Назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной, объектом, «виновником» действия..

провожал  кого?  сестру       читал  что?  книгу

Творительный падеж

кем?     чем?

Связан с глаголом «творить», т. к. одним из значений является значение орудия действия.

резать  чем?  ножом      рисовать  чем?   карандашом

Предложный падеж

о ком?  о чем?

Такое название этому падежу дал М. В. Ломоносов, т. к. этот падеж употребляется только с предлогами.

думал  о ком?  о маме

- Почему у каждого падежа по два вопроса?(Для одушевленных и неодушевленных существительных)

- Прочитайте сообщение в рубрике «Обратите внимание!» на с. 38.

– Как вы думаете, а зачем падежи нужны существительным? (Предложения детей.)
– Падежи указывают на отношение существительного к другим словам в предложении: отношение действия и места (сидеть (на чем?) на стуле), действия и орудия (бить (чем?) молотком), действия и объекта (читать (что?) книгу) и т.д.

V. Физкультминутка.

(Сначала упражнения на расслабление мышц, затем зарядка для глаз.)

Потрудились –отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

VI. Работа в тетрадях.

– А сейчас будем учиться склонять имена существительные, т.е. изменять их по падежам. Упражнение № 66. Прочитайте.

- Просклоняем существительные лиса, трава. Работу будем выполнять комментировано.

- У каждого падежа есть свое слово-помощник для того, чтобы не ошибаться при склонении существительных.  (Слайд 6)

- Проговаривайте их вместе с вопросом.

И. п.  есть             кто?  лиса                  что ?   трава
Р. п.   нет              кого?  лисы                 чего?  травы
Д. п.   рад             кому?  лисе                 чему?  траве
В. п.   вижу           кого?  лису                  что?  траву
Т. п.   доволен      кем?  лисой                 чем?  травой
П. п.   думаю       о ком ?  о лисе            о чем?  о траве

VII. Рефлексия.

- А сейчас поработайте самостоятельно в парах. Просклоняйте существительные стол, журавль. Договоритесь, кто какое слово будет склонять.

Проверка работы.

VIII. Подведение итога урока.

- В начале урока я задала вам вопрос: «Что не знал Матиас о секретах русского языка?». Теперь вы можете на него ответить.

- Что значит просклонять существительное?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- Для чего нужно знать падежи?

- Продолжите одну из фраз: (Слайд 7)

«Сегодня я узнал ….»

«Сегодня я научился …»

«Мне было интересно …»

«Мне было трудно ….»

- Запишите домашнее задание (№ 67 с. 38, повторить падежи с вопросами.)

Выставление отметок.

- Урок закончен. Спасибо.