Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Внеклассное мероприятие для обучающихся с ОВЗ

Начальная школа

Тема: Защита проекта «Дикие животные»
Актуальность: дети с интеллектуальными нарушениями в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов, о том, как они готовятся к зиме в лесу.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
1) дать представление о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах, о том как готовятся животные в лесу;
2) обогащать словарь;
3) развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных;
4) Воспитывать желание охранять диких животных и оказывать им помощь.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, Интернет-ресурсы, картинки с изображениями животных и их жилищ, макет книжки-раскладушки «Дикие животные», клей, ножницы, книги о диких животных.
Основные направления реализации проекта
1) Познание «Дикие животные наших лесов».
2) Изготовление книжки-раскладушки «Дикие животные».
3) Защита проекта. 
Предварительная работа
1) Подбор информационного и иллюстративного материала, дидактических игр по теме.
2) Экскурсии в краеведческий музей, детскую и школьную библиотеки.
3) Подбор методической и художественной литературы для чтения, загадок по теме. 
Продукты проектной деятельности
1) Оформление выставки «Книги о диких животных»
2) Книжка-раскладушка «Дикие животные»

Сценарий мероприятия по защите проекта
1.Мотивация познавательной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем нашу встречу с улыбки: улыбнемся всем вокруг. Когда хорошее настроение, и работа спорится!
-Девиз нашей работы:
Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!

2.Целеполагание
- Ребята, послушайте стихотворение!

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири (Е.Головин)

- О ком идет речь в стихотворении? Как назвать одним словом этих животных? (Дикие)
- Каких животных мы называем дикими?
- Кому будет посвящено наше занятие?(Диким животным)
3.Актуализация знаний
Презентация (слайды о подготовке проекта)
- В течение двух недель мы с вами готовили проект о диких животных.
-Давайте вспомним, как мы готовились к этому проекту. (Посетили краеведческий музей, ходили в детскую библиотеку, читали книги о диких животных в школьной библиотеке, искали информацию в Интернете)
- Книги каких писателей о диких животных вы читали? (Е. Чарушин, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков)
- Перед вами выставка книг. Какие книги вам знакомы? (Дети выходят и показывают книги, рассказывают, о ком читали, что интересного узнали о диких животных)

4 Дидактическая игра «Найди лишнее животное»

- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Найди лишнее животное».
(На доске картинки с разными животными.)
- Найдите лишнее животное и уберите картинку с доски. Объясните свое решение.

5. Защита проекта

- А сейчас, ребята, мы предоставляем слово вам для защиты проекта.

Иващенко Полина:

- Отгадайте загадку.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу обитает, в деревне кур считает. (Лиса)
Презентация («Дикие животные», слайд 1)
Лисица — дикое животное.
Живут лисы в лесах, но чаще всего на полях и лугах. Туловище у зверька очень гибкое. Лапки, как сапожки. Ушки острые. Глазки хитрые. Мех очень шелковистый, огненного цвета. Грудка белая. Хвост пушистый и красивый. Лисичка питается мышами, зайцами, сурками и барсуками. Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.
Лисы очень хитрые, быстрые. Они — хорошие пловцы.
Смахтин Виктор:

- Отгадайте загадку
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

- Я расскажу вам, что я узнал о лосе. (Презентация «Дикие животные», слайд 2)

Лось – самое крупное животное наших лесов. У самцов на голове есть рога. На ногах копыта. Шерсть коричнево-серого цвета, грубая. У лося почти нет хвоста. Лоси живут в лесах. Спят прямо на земле. Питается травой, ветками деревьев, корой, хвоей. Весной у лосихи рождается один или два лосенка. Лось занесен в Красную книгу, поэтому это животное находится под охраной.

Физкультминутка
- А сейчас, ребята, давайте прервемся и сделаем зарядку.(Дети под музыку выполняют упражнения)

Алферова Екатерина:
- Отгадайте загадку
Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)
Презентация («Дикие животные», слайд 3)
Белка - дикое животное небольшого размера до 30 см. Этот лесной зверёк имеет вытянутое тело, маленькие ушки-кисточки и красивый, пушистый хвост. Домик у белки в дупле и там же её кладовая: орешки, ягоды, грибы, жёлуди и шишки. Два раза в год белка линяет. Хвостик линяет один раз в год. Если белку кто-нибудь потревожит, то она перенесёт бельчат в зубах в безопасное место. Белочка - красивое животное, его нельзя пугать и уничтожать.
Иванова Вера:
- Отгадайте загадку
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
- Я расскажу вам о кабане (Презентация «Дикие животные», слайд 4)

Кабан – крупное животное, похожее на домашнего поросенка. Тело у кабана покрыто длинной и жесткой щетиной. У него есть острые и крепкие клыки. Живут кабаны в лесу. На ночь устраивают логово в кустах. Едят все подряд: орехи, желуди, корни растений, птичьи яйца, мелких животных. Летом у кабана появляются маленькие поросята. Кабаны помогают лесу бороться с вредными насекомыми. Их нужно беречь и охранять.
Гречаненко Анастасия:

- Отгадайте загадку:
Не рыба, но с чешуйчатым хвостом;
Не землеройка, хоть и с хоботком.
Роскошный мех ценней, чем у бобра;
Её жилье – прибрежная нора. (Выхухоль)

- Я расскажу вам о выхухоли (Презентация «Дикие животные»,слайд 5 )

Выхухоль - небольшой зверек.
Длина ее тела составляет в среднем двадцать сантиметров. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый. Самая комфортная среда обитания для выхухоли – это вода. Здесь она себя чувствует себя почти как рыба. Но основным ее жилищем является нора. Выхухоль очень прожорлива. Питается она насекомыми, моллюсками, мальками, пиявками. Детёныши рождаются голыми и слепыми, весом всего 2 или 3 грамма. Выхухоль считалась ценным промысловым животным, которое добывали ради меха и особого секрета ее мускусных желез, который использовался как закрепитель запаха для духов. Выхухоль занесена в Международную Красную книгу и Красную книгу России как сокращающийся в численности вид. Для её охраны и распространения созданы особые заповедники и заказники.

6. Дидактическая игра « Чей дом?»
- Ребята, вы много узнали интересного о разных животных. Я предлагаю вам игру «Чей дом?»
- Посмотрите на фотографии и определите, чьё жилище изображено на них.
- Объясните, как вы определили, чей это дом.

7. Изготовление книжки-раскладушки «Дикие животные»
- А сейчас, ребята, мы займемся изготовлением книжки-раскладушки «Дикие животные».
- В ходе работы над проектом вы подготовили информацию о разных диких животных, которую мы сейчас оформим в книжку.
- Выберите себе страничку для того животного, о котором вы рассказали и оформите ее для книжки. (Дети под руководством учителя оформляют странички и собирают их вместе)
8. Рефлексия
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было для вас трудным в ходе подготовки проекта?
- А что было интересным?
- Как можно использовать книжку «Дикие животные», которую вы сделали сегодня?(Использовать в учебной деятельности, подарить в школьную библиотеку)
9. Итог занятия
- Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, узнали много нового и интересного о диких животных, поделились своими знаниями с другими.
- А что самое главное вы усвоили о диких животных? (Они приносят природе пользу, их нужно охранять)

Чтение стихотворения учителем

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

- Мы продолжим знакомство с жизнью диких животных, будем пополнять нашу книжку новыми страничками.
- Наше занятие окончено