Занятие по внеурочной деятельности в 4 классе, защита проектной работы «Курский край- любимый край»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Занятие по внеурочной деятельности в 4 классе, защита проектной работы «Курский край- любимый край»

ТЕМА: Защита проектной работы «Курский край- любимый край»

 IMG 3677 IMG 3681 


Цели проекта:
познавательный аспект: увеличение объёма знаний о своем крае, о природе родного края;
показать разнообразие и богатство растительного и животного мира;
развивающий аспект: развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал, развитие коммуникативных умений учащихся.
воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологической культуры учащихся; воспитание интереса к своей малой родине.
Задачи проекта:
совершенствование речевых умений и навыков;
обобщение и систематизация полученных знаний;
активизация навыков самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки детей по экологическим проблемам края, материалы из книг, газет, энциклопедий, собранные детьми, карта природных зон, карта России, презентация.
Этапы работы над проектом.
I этап: "Погружение" в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
• актуальность и важность данной проблемы;
• анализ разнообразной информации;
• программа действий;
• разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

1.Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

2.Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

3.Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

-О чём говорится в стихотворении?(о Земле)-стране
-Как называется наша страна?
-на каком материке?
Учитель: -А теперь послушайте песню «Наш край»
-О чём эта песня?
-Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?
-Какие задачи поставим перед собой?
Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции.
- наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой родине –Курскому краю . Цель нашего путешествия - изучение «Родного края - как часть великой России». Вы готовили в течение нескольких недель проектную работу о Курском крае. Познакомьте нас с ней, а я буду вам помогать.

Курский край, родимый край!
Ты люби его и знай!
Ты люби его природу: траву, землю, небо, воду.
Все деревья и кусты.....
В сердце нашем будет вечно-
Добрым, Курский край, сердечный!!

Наш древний Курск, тебе земной поклон,
Святая отчая земля!
Здесь чуден колокольный звон,
Крепка курян семья.
Старинный город, наш зеленый Курск!
Ты на плечах несешь тысячелетье.
Давно, давно живешь на белом свете.
Качается лесов твоих пурпур.

Да, осенью и Сейм течет спокойно
И отдыхают влажные сады.
А сколько видели? Какие злые войны!
Какое помнят зарево войны.

Год сорок третий, снова, снова орды,
Немецких тигров ненасытный рев,
Пожарища, развалины, но гордо
Ты честь свою и славу уберег.

Теперь тебя узнать нельзя, мой город,
Ни стать твою, ни улицы твои.
А что ни город, говорят, то норов,
Но тут уже помогут соловьи.

-Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют географы, ботаники, историки, зоологи, экологи, и все они расскажут о родном крае-Курском.

1.ГЕОГРАФЫ, У нас была цель узнать где на карте располагается наша область, какими полезными ископаемыми богата, какие крупные города есть в области.

По обычаям мудрым , по обычаям древним
Наши предки свои возводили селенья:
среди русских равнин, на высоких холмах,
на песчаных привольных родных берегах.
Лес рубили, могучие пни корчевали
Избы строили , щедрую землю пахали.
Оседали не на год- оседали на век
Нарекали селенья названьями рек!

Курская область размещается на Средне-Русской возвышенности. Располагается в умеренном тепловом поясе, между лесной и степной зонами.
Климат умеренно-континентальный( умеренно- холодная зима с устойчивым снежным покровом, лето- солнечное, временами жаркое, засушливое.)
Самые богатые в области почвы-мощные чернозёмы.
На северо-западе область граничит с Брянской, на севере-с Орловской, на северо-востоке-с Липецкой, на востоке-с Воронежской, на юге-с Белгородской областями, на юго-западе с Сумской областью Украины.
Центром Курской области является город Курск. Крупными городами области являются: Курчатов, Рыльск, Льгов, Обоянь, Суджа, Дмитриев, Железногорск и, конечно, наш родной город Щигры.
Земные недра Курской области богаты многими полезными ископаемыми.
: ТОРФ,КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА.ФОСФОРТИЫ.
ПЕСОК, ПЕСЧАНИКИ, ГЛИНА, МЕЛ.
Первые залежи железной руды были открыты в нашем городе. В 1921 году по указанию В. И. Ленина и под руководством академика И. М. Губкина и горного инженера С.А. Бубнова была заложена первая скважина Курской магнитной аномалии (КМА) в 7 км от Щигров. В Щиграх есть улица им. Лазарева, названная в честь академика П. П. Лазарева, инициатора комплексной разведки КМА. 7 апреля 1923 года с глубины 162 метров был поднят первый керн курской железной руды. В связи с глубоким залеганием руды, разработку перенесли в другие места (в которых были созданы города: Губкин и Железногорск). В 1930 году были запущены в эксплуатацию рудник на базе Щигровского месторождения фосфоритов и завод по их переработке.
-Какой город из выше перечисленных самый молодой?
-В каком городе нашей области добывается железная руда?

2.ИСТОРИКИ, Наша цель-узнать историю происхождения области, историю создания Герба и Гимна, памятные даты.
Курск – один из древнейших городов Киевской Руси. По преданию, река Кур дала название городу. Курск возник в Х веке в период правления Владимира Святого на месте славянского поселения, превращенного в крепость для защиты от набегов многочисленных врагов. Первое известие о городе обнаружено в «Житии Феодосия Печерского» монахом-летописцем Нестором. Город и его жители – это защитники русской земли. В величайшем произведении литературы, созданном еще во времена Киевской Руси, воспеваются курские воины.
- А как же появился наш город на карте страны?
На месте современного города с XVII века существовало село Троицкое при крепости на речке Щигор. Крепость была создана для защиты от набегов крымских татар. Каменных строений в крепости не было. К концу XVIII века крепость полностью утратила оборонное значение и была срыта. Село Троицкое получило свое название по находившейся в нём церкви (Церковь Живоначальной Троицы), а Щигры от реки Щигор. В свою очередь название реки произошло от термина «щигор» — «облесенный гребень узких межбалочных бугров». Число жителей в только что образованных Щиграх составляло 807 человек.
5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии, правда, уже с императорскою короною и в окружении золотых дубовых листьев, соединенных Андреевскою лентою.
17 декабря 1996 года депутаты Курской областной Думы разместили летящих куропаток. Закон о них гласит:
"Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками», хотя символом Курского края считается-соловей.
-Посмотрите, перуд вами два Герба, Один из них Герб Курской области, а другой-Герб города Щигры.
-Посмотрите, чем они похожи, чем отличаются?
( Говоря о Гербе Курского края ,мы не можем остановиться на гербе родного города.Герб нашего города - это щит, разделенный на три части: в верхней части три куропатки, в одной нижней части на красном поле- ружье, а в другой на зеленом поле золотой серп. Куропатки говорят о принадлежности нашего города к курской области. А ружье и серп говорят о том, что здесь места благоприятные для охоты и выращиванию хлебов.)
12 апреля 2007 года в целях сохранения исторического наследия города Курска, духовных и нравственных ценностей, воспитания у курян уважения и любви к родному городу Курское городское Собрание РЕШИЛО: Установить официальным символом Гимн Курского края.(Прослушивание)
-В нашем родном городе, несмотря, что он маленький ,тоже есть Гимн. Автором его является наш земляк Снегирёв Василий Афанасьевич.
Помимо богатых природных ресурсов в области много культурных достопримечательностей и памятников архитектуры, которые привлекает любителей путешествий и культурного туризма. В Курской области много исторических памятников, посвящённых битве на Курской дуге и отражающих события Великой Отечественной войны. Всего же на территории области расположено более 4 000 памятников истории и культуры.
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Немецко-фашистское командование рассчитывало за 2 дня встречными ударами на Курск – из района Орла на юг и из района Харькова на север – окружить и уничтожить на Курском выступе советские войска.
5 июля 1943 года началось наступление немецко-фашистских войск против северного и южного фасов Курского выступа, советское командование во главе К.К. Рокоссовского и Н.Ф. Ватутина противопоставило прочную активную оборону. Противник был остановлен через четыре дня, а 12 июля советские войска перешли в контрнаступление. В этот день в районе железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее встречное танковое сражение второй мировой войны к 23 августа освободили Орёл, Белгород и Харьков.
Впервые с начала Великой Отечественной войны в Москве прозвучал салют в честь освобожденных городов 12 залпов из 120 орудий. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Немецко-фашистская армия потерпела поражение, от которого уже не смогла оправиться до самого конца войны. В 2018году – будет отмечаться 75- летие Курской битвы.
ВОВ связана с такими фактами и событиями, которые навсегда вписаны в историю и города Щигры. Более 19 тысяч щигровцев ушли на фронт, многие добровольно.15 месяцев фашистские оккупанты бесчинствовали в Щиграх. Их кровавые следы- массовые расстрелы местных жителей, виселицы в центре города, лагерь для пленных в Пригородненской школе, голод, угон мирного населения в Германию. Во время оккупации в здании нашей школы располагался госпиталь.
И вот настал самый радостный день для наших земляков- 4 февраля 1943года – день освобождения Щигров 60-й армией Черняховского.
-Сколько лет Щиграм?
-Какие памятники героям ВОВ есть в нашем городе?
З.БОТАНИКИ цель-изучить растительный мир нашего края.
Я люблю тебя малая родина!
Край мой Курский , дивный , родной!
Где в садах есть сирень и смородина,
Где в лесах чистый воздух хмельной.
Горицвет ,ветреница лесная, дивный ландыш чарует наш взор.
Колокольчик звенит не смолкая,
Соловей ведёт разговор.
Курская область небогата лесами. Господствующем типом являются дубравы и смешанные леса. Основные представители растительного мира лесов: дуб, ель, сосна, липа, берёза, клён , орешник, шиповник, боярышник, медуница, колокольчик, гусиный лук.
Среди растений степи преобладают многолетники. Растения степной зоны: ковыль, тюльпан, полынь, мак, клевер, шалфей.
Луга- прекрасные сенокосные угодья. На них растут: тимофеевка луговая, тысячелистник, клевер ползучий, одуванчик, пырей, мышиный горошек.
Растительность водоёмов: встречается кувшинка, калужница болотная, кубышка, рогоз, камыш, осока, тростник.
-Какие растения встречали вы на наших местных водоёмах?
-В лесах ?
ЗООЛОГИ Наша цель-изучить животный мир курской области.
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пение,
Голосистый соловей.
Курская область располагается в пределах лесостепи, поэтому животный мир представлен степными и лесными обитателями.
В лесах встречаются: лось, косуля, кабан, ёж, волк, лисица, заяц-русак.
В степях водятся: суслик, хомяк, тушканчик, сурок, степной жаворонок, змеи, насекомые, ящерицы.
Наличие водоёмов — благоприятные условия для расселения ондатры, бобров. Ценные породы рыб водятся в реке Сейм, Тускарь, Свапа. Но больше всего для разведения рыб в пищевом отношении используют пруды и водохранилища. В водоёмах водятся щука, лещ, карп, карась, пескарь.
Особенно разнообразен мир птиц: зяблик, лесные жаворонки, иволга, малиновка, дрозд, зелёный дятел, соловей, поползень, кукушка, удод, славка, пустельга, скворец, болотная камышевка, снегирь, королёк.
На лугах- многообразие представителей мира насекомых-шмель, кузнечик, кобылка, бабочка, божья коровка, муравьи, пчелы, жуки.
-Какой пушной зверёк распространился на берегах водоёмов нашего города?
-Какие птицы остаются зимовать?
УЧИТЕЛЬ, Раз есть в нашей области леса, значить есть и защитники леса. Все мы являемся частью природы. Всё чаще люди безжалостно относятся к ней: вырубают леса, осушают болота, распахивают степи. Не задумываясь, что, делая благо одному, причиняют вред другому. Мы просто обязаны бережно относиться к окружающей нас природе. Только от нас с вами зависит, какая будет наша планета.
- На сегодняшний день человек и продукты его деятельности настолько загрязнили природу, что она уже не в состоянии справляться самостоятельно. Все чаще слышим мы слова «экология», «экологическая катастрофа», «экологическая безопасность», «цепи загрязнения» и т.д.
Объяснить эти слова и выражения нам помогут экологи.
ЭКОЛОГИ цель - узнать почему вырубают леса и как их надо спасти. подумать, как защитить наш край от мусора, составить план действий по защите окружающей среды от мусора.
Если в лес зашёл вековой, ты не рушь благодать и покой!
Ветви ты не ломай ! Не рви первоцвет!
Зверя ты не трави , а покорми , пожалей.
И богатства природы на век сохрани!
На территории Курской области на протяжении столетий и до наших дней по различным причинам происходят - вырубка лесов, распахивание земель, строительство дорог, лесные пожары, и поэтому, значительно изменился мир флоры и фауны .В лесах, степях, на водоёмах области редкими стали растения- сон-трава, купальница, кувшинка, колокольчик , подснежник ,ковыль перистый, ландыш.
Уменьшилось и количество представителей животного мира, охота на них в нашей области запрещена полностью или ограничена. Это-выхухоль русская, дрофа ,барсук, лось, косуля, куропатка, белка, ондатра, розовый скворец, тетерев.
Все представители исчезающих видов растений и животных на территории Курской области нуждаются в охране и защите и занесены в «Красную книгу Курской области», а выхухоль и дрофа- в «Красную книгу СССР»
На территории Курской области находится Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. Профессора В.В. Алёхина организован в 1935 году. Растения, которые находятся под охраной в заповеднике-это пион тонколистный, лен многолетний, купальница европейская, прострел раскрытый.
Мы все хотим жить в красивом, и главное, чистом, ухоженном городе. Понятно, что хотеть — мало. Нужно еще и делать. Часто наши желания расходятся с нашими поступками. А в результате мы видим замусоренные улицы, или хуже того, огромные мусорные свалки, которые являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды.
-Вы хотите жить в таком городе? Почему? Кто виноват?
Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха. С каждым годом экологическое состояние в нашей стране становится все хуже. Именно поэтому государством предпринимаются все возможные меры для решения данной проблемы. И не зря 2107 год был объявлен годом экологии.
И в нашем городе в этом году проводились и проводятся акции в защиту окружающей среды. В рамках Года экологии в Щигровском районе Курской области прошла акция «Вырастим лес вместе». Участники акции посадили придорожную лесополосу протяженностью 2 км вдоль автодороги Щигры-Курск. Собравшиеся высадили более 8 тыс. шт. сеянцев и саженцев рябины, липы и сосны. Школьники тоже принимают непосредственное участие в акциях:уборка улиц города, уборка пришкольной территории, сбор макулатуры.
- А в каких акциях по защите окружающей среды вы принимали участие?
– А что ещё можно делать по защите планеты от мусора?
Для того чтобы привлечь внимание общества к проблемам экологии, во многих странах, а также и в нашем крае ведется большая работа по охране природы. проводятся масштабные акции по защите окружающей среды.

В нашем календаре есть дни, которые напоминают людям о том, что мы губим природу, используя ее для создания комфортных условий жизни человека.
На доске слайды.
3 уч-ся: 21 марта – Всемирный день защиты лесов.
4 уч-ся: 22 марта – Всемирный День охраны водных ресурсов.
5 уч-ся: 1 апреля – Международный День птиц.
6 уч-ся: 15 апреля – День экологических знаний.
5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.
8 уч-ся: 29 сентября Всемирный День моря.
9 уч-ся: 4 октября – Всемирный День защиты животных.
УЧИТЕЛЬ.А вы всегда бережно относитесь к природе? Как бережно?
Сейчас проверим.
1. Физминутка
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

Игра «Цветик - семицветик»
-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. А что же написано на этих лепестках? Каждый лепесток – это одна из сторон богатства нашего края.
-Давайте узнаем, чем же богат наш край?
лепесток — фабрики, заводы, вокзалы нашего края.
лепесток - школы, училища, институты, университеты.
лепесток – музеи, театры, библиотеки.
лепесток – полезные ископаемые
лепесток - парки.
лепесток - памятники.
лепесток – зерно, хлеб.
Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашего Курского края и главное наше богатство состоит в том , что мы живем в мире и согласии на нашей богатой Курской земле.
УЧИТЕЛЬ,
-А сейчас проверим, на сколько внимательны были вы на занятии?
1.Исправь ошибки в сочинении ученика.
«Курский край находится на материке Евразия, на Западно-Сибирской равнине. Страна Россия. Главный город Курчатов.. Через всю Курскую область протекает река Волга. Из животных здесь обитают верблюды, волки, кабаны, лисы, бобры и куницы. Также очень много птиц: соловьи, галки, сороки, вороны, журавли, цапли, скворцы, дятлы. Символом Курского края является птица дрофа. В Курском крае развито оленеводство, рыбоводство, свиноводство, птицеводство, плодоводство, полеводство. Добывают полезные ископаемые: нефть, глину, песок, торф, газ, мел, железную руду. Богата курская земля знаменитыми луговыми почвами. В «Красную книгу» Курской области занесено редкое животное, ровесница мамонтов, зелёная черепаха.
ТЕСТ Местоположение Курской области.
А) Средне-Сибирское плоскогорье.
Б) Приволжская возвышенность.
В) Среднерусское плоскогорье.
Г) Западно-сибирская равнина.
2.Курская область имеет внутренние границы с
А) Воронежской областью
Б) Ленинградской областью
В) Московской областью.
Г) Ярославской областью.

3.Климат на территории Курской области
А) Умеренно-континентальный.
Б) Арктический.
В) Субтропический.
Г) Тропический.
5. Полезные ископаемые
А) Железная руда.
Б) Каменный уголь.
В) Природный газ.
Г) Нефть.
6. Расшифруйте аббревиатуру КМА:
А) Курская медицинская академия.
Б) Курчатовская медицинская амбулатория.
В) Курская магнитная аномалия.
Г) Корпус морской артиллерии.
7.Реки
А) Сейм.
Б) Волга.
В) Енисей.
Г) Амур.
14. Почвы.
А) Песчаные.
Б) Тундровые.
В) Чернозем.
Г)Болотная.
РЕФЛЕКСИЯ
-Мне понравилось-
-Я запомнил-
-Теперь я всегда буду-
УЧИТЕЛЬ На Курской земле стоит и наш родной город Щигры, который милый нашему сердцу. Мне бы хотелось завершить наше занятие фильмом о нашем городе, ещё раз пройтись по его улицам, вспомнить достопримечательности.

Берегите город родной,
Берегите его тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе.
И родное оконце,
И огонь в очаге.