Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных окончаний глаголов».
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных окончаний глаголов».

Начальная школа

Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: правописание безударных окончаний глаголов
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению алгоритма написания безударных окончаний глаголов и определению спряжения глаголов, запомнить систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, начать выработку навыка правильного написания безударных личных окончаний глаголов с опорой на указанное спряжение глагола.
Задачи:
1.формировать умения правописания безударных окончаний глаголов и действовать по алгоритму;
2.развивать орфографическую зоркость, правильную речь, память.
3. воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
Планируемые результаты:
Предметные:- сформировать умения преобразовывать транскрипцию в буквенную запись, сравнивать произношение и написание безударных личных окончаний глаголов; определять нужную форму глагола, распределять по общим признакам глаголы в группы и их классифицировать,
Метапредметные:- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при работе в группе.
Личностные:- способность к самооценке на основе наблюдений за собственными ответами, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом .
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Оборудование: мультимедийный экран, презентация ,учебник в 2-х частях «Русский язык» с.В.Иванов, часть 1-ая.Москва, Издательский центр «Вентана –Граф»,2013 ( УМК «Начальная школа 21 века»); дидактический материал «Как определить спряжение глагола», карточки с заданиями для работы в группе, оценочный лист.
I. Орг. момент . Мотивация к учебной деятельности
Фрагмент мультфильма.
-Сегодня будем работать в группах. На партах у вас оценочные листы. После каждого этапа урока вы должны оценить себя по пятибалльной системе.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
1.Чистописание: т г с л х а ц г о п л
- Чистописание у вас сегодня необычное, а с элементом квеста. Вы должны будете не только списать правильно и красиво буквы , но найти код к уроку. Попробуйте обсудить в группах по какому признаку определили код. (Глагол, убрать буквы, обозначающие глухие звуки)
-Оцените этот этап в оценочном листе.
2. -Выскажите предположение о теме урока. (Глагол)
- Глагол – понятие широкое, объёмное. Мы на одном уроке не сможем всё объять. Поэтому, как только вы определите конкретную тему урока, обязательно сообщите об этом.
3. -Давайте вспомним всё, что вы уже знаете о глаголе и составим кластер.
ться и тся в предл. сказ.
о,ё после шип. в оконч. отвечает на вопросы
нет предлогов обозн.действ. и сост.
не с глаголами сам.часть речи
правописание глагол н.ф.
ь после шипящих пост.пр. непост. пр. Что делать? Что сделать?
??? спр. вид лицо время ть, чь, ти
пр. наст. буд.
род, число лицо, число
-Оцените ваши знания по составлению кластера.
- Посмотрите на получившийся кластер. Что заметили особенного? (Спряжение, правописание, глагол, н.ф. выделено другим цветом и не открыта карточка на кластере по правописанию)
-Предположите тему урока.
- Вот отсюда мы будем двигаться. – Что мы называем спряжением? (Изменение по лицам и числам и система их личных окончаний)
4. -Давайте вспомним схему алгоритма определения спряжения глаголов (У каждого учащегося схема)
- Сверим с эталоном (На доске слайд как определить спряжение глаголов)
- Переведите схему в словесную форму (1 ученик у доски)
-Оцените свою работу
5. -Проспрягаем глаголы читать и ходить ( у доски) и составим таблицу системы личных окончаний глаголов (маркером) – Не забывайте о виде глаголов
Лицо 1 спряжение 2 спряжение
1 -у, (-ю), -ем -у, (-ю), -им
2 -ешь, -ете -ишь, -ите
3 -ет, -ут,(-ют) -ит, -ат,(-ят)

IV. Выявление места и причины затруднения
- На столах у вас есть карточки с отрывками из художественных произведений. Прочтите в группах .
- Кто автор и из каких произведений эти отрывки?
1 группа: Выл...з опять бесёнок, («Сказка о попе и работнике его Балде»)
«Что ты хл...поч...ш...?
Будет тебе оброк, коли з...хоч..ш...»...
2 группа: Вет...р, вет...р! Ты могуч(?). ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
Ты гоняешь стаи туч(?),
Ты в...лну...ш... сине море,
Всюду ве...ш... на просторе...
3 группа: Снова кня...ь у моря ход....т,
С синя моря глаз (не) свод...т.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне и о царевне-лебеди»)
4 группа: С башни князь Гвидон (с)б...га...т,
Д...р...гих гостей встр...ча...т.
-Вставьте пропущенные буквы и объясните изученные орфограммы.
- Написание каких слов вы не можете объяснить? Какую орфограмму мы ещё не изучали? В какой части слова эта орфограмма? –Почему в этих окончаниях вы испытываете трудность? (Безударные)
На доске: хлопоч[и]шь хлопотать (1) хлопочешь
захоч[и]шь захотеть (1) захочешь
волну[и]шь волновать (1) волнуешь
ве[и]шь веять (1) волнуешь
ход[и]т ходить(2) ходит
свод[и]т сводить(2) сводит
сбега[и]т сбегать (1) сбегает
встреча[и]т встречать(1) встречает
-Кто уже может сформулировать тему урока? ( Открыть карточку на кластере)
-Цели?
V. Построение проекта выхода из затруднения
-Какие вы можете предложить гипотезы? ( У сущ.? У прил.? ) – А у глаголов как быть?
-Обсудите гипотезы в группах. –Просмотрите задания, которые мы выполнили.
Вывод: (Чтобы определить как писать безударные личные окончания глаголов надо знать спряжение этих глаголов и систему их личных окончаний)
-Откройте учебники, прочтите тему урока и рубрику «Давай подумаем»
и сверьте, верно ли сформулировали тему урока и вывод.
V. Реализация построенного проекта
- А теперь определите спряжение этих глаголов и попробуйте правильно написать личные окончания. (В группах)
Проверка.
-Оцените свою работу на этом этапе урока
- Какая изученная орфограмма есть в глаголах?
VI. Физминутка
Он в словах стоять мастак
Этот хитрый мягкий знак.
Он совсем не слышится,
Но а где ж он пишется?
Ешь, ишь, ешь, ишь,
Любишь, веришь, говоришь,
Учишь, знаешь, слышишь
С мягким знаком пишешь.
Чтобы пироги испечь
Надо мягкий знак привлечь.
И в начальной форме даже
Мягкий знак в глаголах ляжет.
И отрежь, и намажь,
Он приказывает аж.
Знак ужасно важный,
Но совсем не страшный.
Мы частушки исполняли,
Чтобы правила все знать.
Мягкий знак не пропускали
И в глаголах написали.
VII. Первичное закрепление с проговаривание
-Выполните по группам упражнения из учебника с проговариванием «цепочкой». 1 группа – упр.1,(записать глаголы 1 спряжения) группа 2 –упр.1,(записать глаголы 2 спряжения) 3 группа – упр.3,(глаголы 1 спряжения)4 группа – упр.№3(глаголы 2 спряжения)
-Прочтите внимательно задание. Кому не понятна работа?
(Самостоятельная работа)
Самопроверка (слова на доске – презентация)
Сеешь веришь читаем клеим
знаешь гонишь записываем строим
тянешь видишь желаем варим
жалеешь ходишь стелем учим
плачешь вертишь лаем пилим
летаешь смотришь приколем дышим
скачешь клеишь вяжем верим
вертим
держим
готовим
учим
-Оценка работы
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Тренажёр
2. ( в группах, маркером)
-Выберите задания по уровню сложности: 1 уровень –самый лёгкий (Почему?), 2 уровень более сложный, а 3,4 самый трудный.
1 уровень.
Все мы испытыва[ и ]м (испывать 1) чувство радости при наступлении зимы. Снег лета[ и ]т (летать 1) и порха[ и ]т (порхать 1)в воздухе. Всё вокруг блестит и сверка[ и ]т (сверкать 1).
2 уровень.
Заглян[ и ]м в лес. Солнце облива[ и ]т деревья светом. Оно свет[ и ]т, но не гре[ и ]т.
3 уровень.
Смотр[ и ]шь вокруг и вид[ и ]шь, что природа спит в ожидании весны. Тишину леса буд[ и ]т стук дятла. Ему втор[и ]т зимняя песенка синички.
Проверка.
- Прочитайте весь текст. Как его можно озаглавить? ( Зима – прекрасное время года. Зима-красавица.)
IX. Рефлексия
-Назовите тип урока.
-Какие знания открыли, что узнали? Достигли цели урока?
-Покажите свои оценочные листы. –У кого только 4 и 5? –Кто испытывал трудность и в чём?
Я предлагаю вам составить синквейны: 1 группа – глагол, 2 группа – урок, 3 группа – настроение, 4 группа - друзья
(Прочитать вслух, вывесить на доску)
X.Домашнее задание
-Поработаете в тетради «Пишем грамотно», выполните те задания, которые вам будут понятны и доступны.