Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Суффикс как часть слова»

Тема: Суффикс как часть слова
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.
Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.
Р – составляют план и последовательность действий.
К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.
Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.

Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование универсальных учебных действий
1. Мотивация учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Взаимное приветствие.
-Прозвенел звонок, начался урок.
На уроке тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры
В вестибюли, в коридоры.
Нам урок пора начать
И заданья выполнять.
- Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Садитесь.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи. Взаимное приветствие
Личностные: самоопределение к учебной деятельности
2. Чистописание Индивидуальная. Работа в парах. Практический. - Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Обозначьте карандашом опасные места.
- Эпиграфом нашего урока будут слова:
Я умею думать,
я умею рассуждать.
Новые знания легко открывать!
- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов.
- Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.
- Расскажите об этой букве.

- прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 3 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

3. Актуализация знаний. Выявление затруднений в выполнении задания. Фронтальная. Работа в парах. Словесный. - Отгадайте загадку.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают. (Школа)
- Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник)
- Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница)
- Что вы можете сказать об этих словах? - Почему? (один корень, близкие по значению)
-Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Разберите слова по составу.
- Что вы заметили?

- отгадывают загадки, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.
- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания
- Между корнем и окончанием есть ещё часть слова, которую мы не знаем как обозначить.

Личностные УУД:
самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет

4. Формулирование целей и задач урока - Как вы думаете, какая цель нашей работы? Какую тайну языка мы сегодня откроем?
- Попробуйте сформулировать основные задачи сегодняшнего урока. А я вам помогу. - Познакомиться с новой частью слова.

Узнать:
- как называется новая часть в слове;
- как она обозначается;
- для чего она нужна. Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

5. Построение проекта выхода из затруднения.
Изучение нового материала.

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом,
Беседа, упражнение

Работа с учебником.

Давайте решать эти учебные задачи
1) как называется новая часть слова?
-Как мы можем это узнать, где искать ответ?
- Откройте учебник на с.107. Прочитайте тему урока «Суффикс как часть слова»
Теперь мы знаем как называется новая часть слова. Произнесём ещё раз название этой части слова.
-А теперь решим остальные учебные задачи.
2)где она стоит в слове?
Работа с упражнением 1 на странице 107
слова.
Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

-Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей корень и окончание.
- Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
(Ответили на задачу)

3) как она обозначается и для чего служит?
- А для того, чтобы узнать, как обозначается новая часть слова, необходимо обратиться к тексту из рубрики «Тайны языка» на с.108.
4) Какова её роль?
Так какую же тайну языка мы сегодня открыли? Давайте сделаем вывод :
- Вернёмся к словам в начале урока. Можете назвать не выделенную часть?(суффикс)
- Как определили?
- Где в слове стоит суффикс?
- Обозначьте его домиком

Ответ в учебнике
Читают название темы

- Она находится между корнем и окончанием.

- Это суффикс.

- Между корнем и окончанием.

Читают учебный текст, знакомятся с правилом
Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
6. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в парах.
Словесный, проблемный. практический. упражнение - Суффикс имеет значение. А знаете ли вы эти значения? Что могут обозначать суффиксы?
Вот вам ещё одна учебная задача.
- Выполним упражнение из учебника №2 у доски и в тетрадях.
- О чём говорят нам суффиксы?

- Для чего нужны суффиксы?
- Для чего нужны новые слова?

Выполняют письменно в тетради с подробным комментированием. Обсуждение и устранение разночтений.
- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
- У слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их; у слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
-Образуют новые слова.
Обогащают русский язык. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать одноклассников и учителя.

7. Физкультминутка Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка - А сейчас немного отдохнём. Встаньте из-за парт, выполняем упражнения под музыку.

Работа со словами учителя Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала
8.Первичное закрепление. Работа в парах.
Упражнение.
Практический Задание в парах, помощь, контроль.
- На партах лежат конверты с заданиями. Образуйте слова с заданными суффиксами. Запишите их в листочки с заданиями.
1 ряд
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -чик-
строи _____, плот ______,
арт _______, учи ______,
двор ______, машин____,
груз_______, лёт_______
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
2 ряд
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________
Света - ..._______________ Федя - ...___________________________
Дима - ...________________ Люба - ...___________________________
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
3 ряд
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,
на Земле, то ты ______________ , а мы _________________,
в селе, то ты ____________, а мы __________________ .
Проверка по эталону (слайд)
Вывод: С какой ещё учебной задачей справились? Работу по изучению суффиксов продолжим на следующих уроках. Будем учиться правильно их находить.

- Суффиксы -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей

- Суффиксы -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

Регулятивные УУД:
Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе)
8. Образование слов с помощью суффиксов

Фронтальная. Практический. Упражнение Игра «Мячик»
- Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Задание: я бросаю мячик и называю слово. А тот, кто его поймает, должен изменить слово с помощью суффикса, назвав предмет ласково.
Дом - ... , сад - ..., лист - ...,
холм - ..., гном - ..., дед - ..., дочь - ... Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий.
9. Самостоятельная работа Индивидуальная. Практический. Упражнение.
Оценивание детей. - У вас на партах лежат карточки №2. В них записан текст. Прочитайте его название. Как он называется?
- Что такое колыбельная песенка?
- К какому виду (разделу) произведений он относится?
- Как надо её читать? Прочитайте.
- Выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах.
Колыбельная песня
Ой ты котенька – коток,
Твой пушистенький хвосток
Приди, котик, ночевать –
Мою деточку качать.

Песенка, которую поют маленьким детям.

Напевно, мелодично, ласково. Регулятивные УУД:
Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе)
10.Первичный контроль - Составим кластер
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Для обогащения словаря
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс. На доске получается схема: Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, делают выводы.

11.Домашнее задание дифференцированного характера. Фронтальная. Словесный.
Объяснение учителя.
- рассмотрите в учебнике на стр.109 и 110 упр.4 и упр.5. в этих упражнениях похожее задание, вам предлагаются найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?
– выберите сами упражнение по вашим силам и запишите в дневник. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Упр. 5 отмечено в учебнике "гирей" - "трудное задание". Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
12. Рефлексия
Создание условий
-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.

- С какими новыми суффиксами познакомились?
-Какие смысловые оттенки они вносят?
-Кто остался доволен своей работой?
- Дополните предложения.
-Покажите «Лесенку успеха», оцените себя.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-.
Поднимают руки. Регулятивные УУД:
Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе)