Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок русского языка в 3 классе на тему «Падежи имён существительных»

Начальная школа

Тема урока : « Падежи имён существительных»
Тип урока : урок введения в новую тему.

Цель урока : формировать умения определять падежи имен существительных, аргументировано отвечать и доказывать своё мнение; вывести алгоритм действий.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять падежи имён существительных, пользуясь алгоритмом; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности.
Личностные УУД:

  • Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль и самооценку результата.

Познавательные УУД:

  • Выделять и формулировать познавательную задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексировать способы и условия действий, контролировать правильность выполнения задания, выполнять оценку процесса и результатов деятельности.
  • Совершенствовать умение устанавливать аналогии, делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные УУД:

  • Формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели; адекватно воспринимать и сопоставлять оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Воспитывать коммуникативную культуру общения при работе в микрогруппах, учить сотрудничать в различных видах деятельности, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.
  • Воспитывать и проявлять интерес к русскому языку.
  • Высказывать свое мнение, уважать мнение других.

Межпредметные связи: Литературное чтение, стихи о падежах, пословицы, фразеологизмы.
Вывод, обобщение: для определения падежа у имени существительного необходимо: найти слово, с которым оно связано, поставить от этого слова вопрос к имени существительному; вспомнить к какому падежу относится этот вопрос, и указать падеж имени существительного.
Методы: диалог (подводящий); наблюдение работы в парах; выведение алгоритма; проверка алгоритма; анализ; обобщение в ходе практической деятельности.
Способы контроля: в форме устного опроса, во время самостоятельной работы (тест), во время письменного выполнения заданий в парах.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык». 3 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
2. Карточки:
- для индивидуальной работы,
- для работы в парах,
- названия падежей,
- падежные вопросы,
- слова – помощники к падежам.
3. Рефлексия - солнышки (желтые, красные).
4. Стихи о падежах
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент.
1). Психологический настрой:
- Поздоровайтесь с гостями.
- Улыбнитесь гостям и друг другу, пошлите свое душевное солнышко.
Чтобы настроится на работу, успокоим свое дыхание:
- вдох – выдох
- вдох – (порциями) выдох
- вдох – (задержка дыхания) выдох. Дети садятся.
2). Приготовим пальчики к работе .
Покажите пальчиками как светит солнышко лучиками.
Разминаем пальчики, чтобы они хорошо и красиво писали.

II. Актуализация знаний. Постановка УЗ.
1). Запись числа и классная работа в тетради.
- ФЕВРАЛЬ – последний месяц зимы. Он солнце на лето поворачивает, и зиму замыкает, и весну строит.
- Какие праздники отмечают в феврале? .Чем памятен февраль для Щигров?
2). Февраль - [ф'иврал'], 7 букв, 6 звуков.
Это имя существительное, что?, нарицательное, м.р., ед.ч., неодушевленное, И.п., главный член
предложения. Словарное слово.
3 ). Минутка чистописания:
На доске: ___ф ___е____в_____р_____а______л_______ь_____
(круговые вращения вокруг букв Е и Ь – орфограммы в этом слове).
Просклоняем это слово по падежам. Что менялось в слове? (окончание)
4). – А сколько падежей в русском языке?
- Повторите падежи их вопросы. РАБОТА В ПАРАХ.
5). - Какая тема нашего урока? («Падежи имен существительных»).
- Какую УЗ поставим перед собой? Что бы вы хотели повторить, обобщить и чему научиться?
III. Актуализация опорных знаний. Закрепление.
1). Соберем названия падежей и их вопросы, слова – помощники (по классу). Крепят на доску.
2). - Как они называются?
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).
3). Игра «Что вы уже знаете о падежах?». Послушаем выступление ребят.
1 ученик: Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. – Слово - помощник – есть.
- Имена существительные в И. п. употребляются без предлогов.
2 ученик: А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда. - Слово - помощник – нет.
- Имена существительные в Р. п. употребляются с предлогами и без предлогов.
3 ученик: Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. - Слово - помощник – дать.
- Имена существительные в Д. п. употребляются с предлогами и без предлогов.
4 ученик: А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами в, на, за, под, про, через дружить,
Но и без них могу прожить. - Слово - помощник – вижу.
- Имена существительные в В. п. употребляются с предлогами и без предлогов.
5 ученик: А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. - Слово - помощник – доволен.
- Имена существительные в Т. п. употребляются с предлогами и без предлогов.
6 ученик: А я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять? - Слово - помощник – думаю или говорю.
- Имена существительные в П. п. употребляются только с предлогами.
4). В древнерусском языке был седьмой падеж — звательный. Его употребляли при обращении к кому-либо.
Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например: у А.С.Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?» Слово старче стоит в звательном падеже. В современном русском языке звательная форма совпала с формой И.п. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и употребляется в качестве обращения.
5). В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы.
IV. Работа по теме:
- От теории переходим к практике. Следующая ступенька нашего урока – закрепление изученного материала по теме.
1). Предлагаю вам поработать в парах (карточка):
- Определи падеж имен существительных:
Шли по дороге (_____), говорили о снеге (______),
гулял с другом (_____),
далеко от города (_____), идёт весна (______),
встретил белочку (______), катиться по лыжне (_____).
- Найди в тексте имена существительные, укажи падеж:
На белом снегу видны следы рыси. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. Трусливый заяц петляет между деревьями.
ВЗАИМОПРОВЕРКА работы в парах (меняются карточки пар).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - для глаз: а). Снежинки летят и кружатся: от окна
к потолку, от потолка к дверям,
от дверей на пол. И обратно по кругу.
б). Снежинка села на нос, посмотрите
на нее, пока не растаяла, дуньте..
2). РАБОТА В ГРУППАХ: выработать алгоритм определения падежа имени существительного:.
• Найди слово, к которому относится имя существительное.
• Поставь от этого слова нужный вопрос к имени существительному.
• По вопросу и предлогу определи падеж имени существительного.
• Если затрудняешься, вспомни слово – помощник.
IV. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
1). Тест «ПРОВЕРЬ себя» (один обучающийся работает у доск)
1. У именительного падежа вспомогательное слово: а). думаю б). есть в). вижу
2. У винительного падежа вопросы: а). кого? что? б). кем? чем? в). кого? чего?
3. У творительного падежа вспомогательное слово: а). нет б). говорю в). доволен
4. Падеж, который не имеет предлогов: а). Д.п. б). И.п. в). П.п.
5. У дательного падежа вопросы: а). кем? чем? б). кому? чему? в). кого? чего?
6. Какой падеж всегда с предлогами? а). Д.п. б). В.п. в). П.п.
7. Вспомогательное слово в Р.п.: а). вижу б). нет в). думаю
8. Имя существительное в каком падеже подлежащее: а). И.п. б). В.п. в). Р.п.
Проверка:
2). Запись в тетрадь (только первой буквы падежа):
- Пошел снег, на старой березе, наблюдала с интересом, сидел под деревом, стоит на улице, мчатся на санках, с крутой горки, вела к лесу, потерял варежки, закончилась зима, рады солнышку.
Проверка: И.п., П.п., Т.п., Т.п., П.п., П.п., Р.п., Д.п., В.п., И.п., В.п.
- !!!!! Рассказать друг другу алгоритм определения падежа у имен существительных.
V. Итог: Вот такие падежи...
А ты с ними подружись,
Будешь грамотно писать
И пятерки получать.
1). Вспомнить ещё раз тему урока и УЗ. Цели достигли?
2). Каков алгоритм, как определить падеж имени существительного?
3). Рефлексия:
Нарисуйте в тетради солнышко:
ЖЁЛТОЕ - все было только хорошо, легко и понятно, можешь объяснить алгоритм определения падежа имен существительных.
КРАСНЕНЬКОЕ – было сложно и не очень понятно
Падежи мы продолжим подробно изучать и дальше.
VI. Дома : р.т. стр.32, индивидуальная работа на карточках по определению падежей имён существительных.