Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: "Н.Н.Носов "Затейники"

Начальная школа

Тема урока

Н.Н Носов «Затейники»

Класс

2 «А» (Михайлова Н. Л.)

Тип урока

урок открытий новых знаний

Цели

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова;создать условия развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

-осознавать взаимосвязь  содержание  текста  с  его  заголовком  (почему  так

называется);  определять  характер  литературных  героев, прослушанного текста, оценивать свою деятельность.

Личностные:

проявлять  интерес  к  чтению  литературных

произведений  на  уроках  и  дома,  в  свободное  время  посещать в библиотеку,  готовить  материал  к  урокам,  обращаясь  к  разнообразным

источникам информации.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  •  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • выполнять последовательность действий;
  •  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с опорными словами;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем.

Познавательные УУД:

·         пользоваться приёмами анализа и синтеза при  изучении  небольших  литературных  произведений  с  опорой  на вопросы  учителя; 

·         находить ответы на вопросы в тексте;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         отвечать на простые и сложные вопросы.

 Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной  форме;

·         слушать и понимать речь других;

·         выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;

·         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

·         учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Метапредметные связи

литературное чтение - развитие речи

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь,  карточки  с заданиями.

Компьютерная презентация, аудиозапись.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, в группах

                                                                                                     

                                                                

ХОД

1. Организационный момент

-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

2. Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

Работа в группах.

- Разгадайте кроссворд. Чтобы выполнить это задание , вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков. Посмотрим, какая группа выполнит это задание быстрее и сможет назвать имя героя, который придёт к нам сегодня на урок.

П

У

Т

А

Н

И

Ц

А

 
 

Г

О

Р

Е

 
       

З

А

И

Н

Ь

К

А

 

К

О

Р

Н

Е

Й

 
 

М

И

Х

А

Л

К

О

В

 
   

М

О

Й

 
       

К

О

Т

 
     

Б

А

Р

Т

О

 
  1. Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?
  2. Федорино … .
  3. В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?
  4. Имя Чуковского?
  5. Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»?
  6. Стихотворение С. В. Михалкова называется: « щенок»?
  7. Стихотворение С. Я. Маршака «…  и лодыри»?
  8. Кто автор строк:        «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…» 

СЛАЙД 1

-Совершенно верно, это НЕЗНАЙКА. Он носит яркий костюм, очень любопытный, выдумщик и фантазёр.

-Кто придумал НЕЗНАЙКУ и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)

          СЛАЙД 2 (портрет писателя)

          Слайд 3 (текст о писателе)

- Прочитайте текст.

Вопросы

- Где родился Н. Носов?

-  С кем из писателей Н. Н. Носов писал в одно время?

- О ком писал Николай Николаевич Носов в своих произведениях?

-Кем работал Николай Николаевич, до того как стать писателем?

         СЛАЙД 4

-Прочитайте значение слов « чернорабочий» и « косарь».

- Откройте учебник на странице 48. Прочитаем ещё одну статью об этом писателе.

-Ребята, поднимите руки кто из вас знаком с произведениями писателя, о которых говорится в этой статье? Я думаю, что после сегодняшнего урока, вам обязательно захочется прочитать  или перечитать эти и другие произведения Николая Николаевича Носова.

        СЛАЙД 5

-  А сейчас, рассмотрите рисунки на стр.49. Узнали ли вы этих героев? Что вы можете о них рассказать?

-Ребята, НЕЗНАЙКА, приготовил вам задание.

- Вы узнаете, какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, если из слогов составите слово.

На доске слоги: ТЕЙ  ЗА  КИ  НИ  .

   Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)  

Учитель:

 Ребята, а кого называют затейниками?

   Проверим.

  СЛАЙД 6

        Итак, затейники – это организаторы веселья.

   Подберите синонимы к слову затейники.

   Проверим.

   (На слайде 7  слова:  фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

   Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

-Назовите тему урока.

-Какие цели поставим на уроке? (познакомиться с произведением, проанализировать героев произведения, определить чему учит произведение).

4. Построение проекта выхода из затруднения   (стратегия прогнозирование содержания по заголовку)

 ( СЛАЙД 8)

-Можете ли вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении?

- Как вы думаете, произведение будет грустным или весёлым?

-Почему вы так считаете?

 

Аудиозапись. (СЛАЙД 9)

-  Вы прослушали рассказ. Наши предположения о событиях рассказа были правильными?

- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)

- Могла ли такая история произойти с вами?

5. Физкультминутка. 

6. Первичное закрепление

Вторичное восприятие текста. Прием «Чтение с остановками» (чтение с целью разделения произведения на части ).

1 часть (до слов: как у тех поросят, что в сказке)

-Кто рассказчик? (мальчик Петя)

-Какую сказку читали дети?

-Что решили построить ребята для игры?

2 часть (Я даже себя не вижу)

-Найдите в тексте, как дети строили домик?

- Почему же там было так темно?

- Кого дети больше всего боялись?

- Прочитайте, что Валя сказала про волка?

3 часть (Ты меня испугал.)

-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

-Действительно ли был волк? Докажите

-Почему Валя сразу не сказала?

4 часть

-Почему мальчик боялся подойти к столу?

-Прочитайте, почему дети не стали больше играть?

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?

-А вы боитесь темноты? Почему?

-Что бы вы посоветовали детям?

( Учиться справляться со своим страхом и тогда найдёшь выход из трудной ситуации)

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-На сколько частей разделили текст? (4)

Работа в парах

-Попробуйте расставить заголовки по порядку, у вас получиться план к данному рассказу.

СЛАЙД 10

                План:

1.Дети читали сказку «Три поросенка».

2. Постройка домика.

3. Может быть это серый волк?

4. Так и не стали играть в «три поросенка»

- Как вы справился с заданием? Проверяем. Оцениваем работу .( Самооценка)

Работа в парах  ( СЛАЙД 11 )

– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей паре нужно выбрать слова и словосочетания   согласно содержанию текста.

Затейники 
Читали сказку
Три поросёнка

Читали стихотворение 
Играли в магазин

Прыгали 
Кричали 

Бегемоты 
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу

 Злая собака
Подрались 

Испугалась 
Выбежали 
Открыли дверь 
Подкрался 

Помирились 
Разломали домик
Дёрнул одеяло
Обрадовались

СЛАЙД 12

Слова– «ловушки»:

Бегемоты 
Читали стихотворение 
Играли в магазин
Злая собака
Подрались 
Помирились 
Разломали домик

Оцените работу в паре.

18.      Подведение итогов работы   

- Что вы узнали на уроке?

 -Подберите пословицу к рассказу. 

СЛАЙД13

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Один за всех, а все за одного.

Трусливому зайке и пенёк - волк.

У страха глаза велики.

 

9.Рефлексия деятельности ( СЛАЙД 14 )

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

-Что вам захотелось сделать после сегодняшнего урока?

10.Домашнее задание.

Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а зелёный- самое лёгкое задание.

Зелёная – читать по ролям

Жёлтая – подробный пересказ

Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…»

(СЛАЙД 15 )

-Молодцы, спасибо за урок !