Урок «Болезни и скорби в свете христианского вероучения»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок «Болезни и скорби в свете христианского вероучения»

Основы православной культуры

Скороходова Ольга Владимировна

ср. школа №4 г. Щигры

7-е классы

 

Урок 

Тема: «Болезни и скорби в свете христианского вероучения»

 

Цель:познакомить учащихся с христианской точкой зрения на болезни и скорби, учить ребят переносить их в терпении, смирении, во всем полагаться на волю Божию, и в этом видеть спасение своей души.

Ход урока

 

  1. I. Объяснение нового материала.

На доске эпиграф к уроку:

Терпи, благодари Бога и не ропщи на Него за то, что Ему угодно было послать тебе болезнь, и спасешься.

Схиархимандрит Илиодор

Внимательно прочитайте эпиграф к уроку.

Согласны ли вы с точкой зрения о. Илиодора на болезнь?

Так ли мы в повседневной жизни относимся к заболеваниям?

Мне высказывание о. Илиодора показалось странным, потому что в обыденной, будничной жизни мы стремимся во что бы то ни стало избавиться от болезни.

Болезни нас раздражают, мы ропщем и на них, и на судьбу, и на Творца, пославшего нам их.

Да взгляд о. Илиодора человеку, далекому от христианского вероучения, может, на первый взгляд, показаться неожиданным.

Давайте же вспомним, как Спаситель относился к природе болезней.

Просмотреть отрывок из фильма об Иисусе Христе, об исцелении Им расслабленного в Капернауме.

Какие слова произнес Спаситель над постелью расслабленного? И почему?

«Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Тем самым Спаситель хотел подчеркнуть, что он Сын Божий и имеет власть прощать грехи и что болезнь есть следствие греха.

Я слышал, что грехи могут как бы переходить в конкретные заболевания. Расскажите об этом подробнее.

Ребята, Святые Отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет. Известно, как расплачиваются блудники за свои грехи – у них возникают венерические заболевания, бесплодие, гинекологические болезни. У сребролюбивых и завистливых развиваются нервно-психические заболевания. За сладострастие, сластолюбие мы страдаем болезнями кишечника, разными формами аллергии. У чревоугодников развивается ожирение. Гнев ускоряет появление болезней сердечно-сосудистой системы.

Просмотреть отрывок из фильма о земной жизни Иисуса Христа об исцелении Спасителя дочери хананеянки.

Почему Господь не сразу исцелил дочь хананеянки?

- Он проверял ее веру?

- Болезнь, мне думается, была послана Творцом ее дочери, чтобы испытать веру хананеянки.

Просмотр отрывка из фильма «Иисус Христос» («Исцеление слепорожденного»)

- Причиной чего явилась болезнь слепорожденного?

Иисус Христос сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

По воле Господа болезни могут подаваться еще и для вразумления. По слову св. апостола Петра: «Страдающий плотию перестает грешить».

А мне думается, что нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь даровал людям. И потеряв Эдем, человек приобрел тление и смерть.

Ты прав, но милость Божия не оставляет нас. Болезни и скорби и вразумление нам, и награда от Бога. Мы, перенося их безропотно, очищаемся от грехов, возрастаем духовно.

Я считаю, что болезнь – это время самопроверки для человека, время размышления, покаяния.

Будем помнить, что все от Бога: и болезнь, и здоровье. А все, что от Бога, то нам во благо.

Схиархимандриту Илиодору часто приходилось слышать жалобы, что очень трудно без ропота нести крест скорбей. Таких старец утешал, говоря, что за терпеливое перенесение скорбей обещана награда в будущем. Так он пишет духовной дочери: «Я знаю, что для тебя этот Крест тяжек, но что бывает без трудов?.. Зато и награда от Бога за этот труд велика». Еще старец Илиодор учит, что во время скорбей и болезней ни в чем не должно искать утешения, кроме Бога: «Чадо! Предай себя вполне всеблагой воле милосердного Бога и веруй, что Он тебя не оставит».

Я читал о некоем старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть, и старец очень скорбел и плакал: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня…»

Души будучи преданы различным болезням и скорбям, если все это претерпят до конца, то сподобятся одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения.

Сам Спаситель наш шел во время всей земной жизни Своей по тесному и прискорбному пути. Он был постоянно гоним, претерпел многие поношения, насмешки, напасти, бесчестную смерть на кресте между разбойниками. Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! Отвергнем ропот, жалобы на судьбу.

Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Если так устроим свою жизнь, то легко будет нам переносить всякую болезнь и скорбь.

Когда болеют, страдают взрослые люди, то это понятно (причина - грех), но почему страждут, мучаются младенцы? Какой грех они совершили?

На твой вопрос я отвечу словами преподобного Григория (епископа Кипрского):

«Когда умножаются грехи человеческие, и уже неисцельна становится злоба людей, тогда Господь восхищает к себе детей их и посылает на них многочисленные и тяжкие болезни, чтобы этим уцеломудрить их родителей. Видя мучения детей своих, греха несотворивших, не устрашатся ли и не обратятся ли они сами на покаяние? Детям же, здесь пострадавшим и мученным ради обращения к покаянию родителей, воздадутся Господом венцы и почести в веке бесконечной жизни».

В поликлинике г. Курска мне предложили по поводу нервного истощения пройти курс лечения гипнозом. Каково мнение Православной Церкви об этом методе психического воздействия?

Гипнозом лечиться нельзя. Православию чужды методы насильственного воздействия на личность. К примеру, в 3-ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру».

Такое насильственное воздействие ограничивает личность человека, парализует его волю. Он становится как бы биороботом, в нем разрушается Образ Божий (человек имеет разум, свободную волю, бессмертную душу).

Почему Православная Церковь не благословляет лечиться от алкоголизма методом кодирования?

Это «лечение» оккультное, бесовское, губительное для души и для тела. Французское слово «код» происходит от латинского «начертание». В процессе кодирования через это начертание к человеку привлекаются бесы, которые отныне и будут помогать ему не пить водку, или не курить. Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяния страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают. Грех у страждущих алкоголизмом так и остался нераскаянным. Отсюда у этих людей частые депрессии, раздражительность и тревога.

Приносят ли пользу занятия йогой и медитацией?

В медитации нет прикосновения Святого Духа, как нет покаяния – этого необходимого условия духовного видения. «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху». Путь йоги – это искание Бога в себе. Христианин уповает на Господа, на Его милость и благость, но отнюдь не на собственную немощь и грехи.

Каково мнение Святых Отцов о болезни?

Наш курянин Серафим Саровский говорил, что тело есть раб души, а душа – царица, и потому милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей, «Отними грех, и болезней не будет».

А Св. Тихон Задонский говорил: «О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным зарождаться в нас».

Итог урока:

Обратимся к эпиграфу, написанному на доске. Мне думается, что после сегодняшнего урока его смысл понятен каждому.

Д/з. Напишите сочинение-миниатюру «Согласен ли я с православной точкой зрения на болезни и скорби?» (Обоснуйте свой ответ)