Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Анализ результатов итогового контроля в 1-2 классах, проводимый в форме комплексной проверочной работы»

Самообразование и развитие учителя

С 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ №4 г. Щигры введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Разработан план работы по введению и апробации ФГОС, перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.
Пройдены курсы повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам внедрения ФГОС НОО. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 2 «а», 2 «Б» классы (учителя: Богатикова Л. А, Есипова И. В..) обучаются по УМК «Школа России»; 1»А», 1 «Б» класс (учителя: Михайлова Н. Л., Дементьева Н. Г.) – по УМК «Школа России»; 2 «В» класс (учитель Казинникова Л. А.) – по УМК «Школа XXI век», утвержденным МО РФ.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в кружковой работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
Внеурочная деятельность у нас организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное: «Здоровейка» «Как быть здоровым»; художественно-эстетическое: «Школа вежливых наук», «Мир театра»; научно-познавательная: «Юные исследователи», «В мире чисел», «В мире неизведанных слов»; общественно-полезная деятельность: «Умелые руки», «Декоративное творчество»; военно-патриотическое: «Богатыри земли русской», «Я – гражданин России»; проектная деятельность: «Разведчики природы», «Юные исследователи природы»).

Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе нашего общеобразовательного учреждения.
С учениками дополнительно после уроков занимались логопед, психолог. Они помогли учителям при работе с обучающимися, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной подготовкой и нарушениями речи.
Одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.
Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей.
Школой были направлены финансовые средства на создание современных условий необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения нового результата образования.
С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг.
Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах проводится мониторинг готовности первоклассников и второклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала детей в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
- анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
- восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
- восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Проведена входная диагностика.
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 и 2 классе.

N п/п

Учитель

Уровень выполнения

1 класс

2 класс

1.

Богатикова Л. А.

Высокий

10уч. (45%)

11уч. (55%)

Средний

10уч. (45%)

8уч.(40%)

низкий

2уч. (10%)

1уч.(5%)

2.

Есипова И. В.

Высокий

7уч. (30%)

8уч.(40%)

Средний

13уч. (54%)

11уч. (55%)

Низкий

4уч. (16%)

1уч.(5%)

N п/п

Учитель

Уровень выполнения

1 класс (начало года)

2 класс (итог)

1.

Михайлова Н. Л.

Высокий

8уч. (42%)

11уч. (55%)

Средний

9уч. (47%)

5уч.(25%)

низкий

2уч. (11%)

3уч.(20%)

2.

Дементьева Н. Г.

Высокий

5уч. (26%)

3уч.(16%)

Средний

8уч. (42%)

5уч. (27%)

Низкий

6уч. (32%)

11уч.(57%)

3.

Казинникова Л. А.

Высокий

11уч. (52,5%)

8уч. (40%)

Средний

8уч.(38%)

7уч.(35%)

Низкий

2уч. (9,5%)

5уч. (25%)

Результаты комплексной работы, проведенной в 1,2-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:
- поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
- создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;
- оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями 1,2-х классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.
К концу года был собран соответствующий накопительный материал.
Таким образом, подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.
Первые два года показали как свои положительные стороны, так и выявили ряд проблем:
1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС.
Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.
3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.
4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.
5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;
6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.
ПРОВЕДЕНА РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОО
1.Работа с родителями будущих первоклассников:
- Мы провели общешкольное родительское собрание в декабре, где рассказали о введении Новых образовательных стандартов и изменении в режиме работы школы;
- Подписали договора с родителями о предоставлении общего образования МБОУ
« МОУ СОШ №4».
2.Диагностические работы совместно с психологом по темам:
- "Готовность ребёнка к школе" (Сентябрь), "Адаптация к школьному обучению" (Ноябрь). Психолог Сергеева Светлана Владимировна провела диагностику и представила отчёт о результатах на родительских собраниях в классах. (Результаты диагностики находятся у кл. рук.)
3.Разработали и утвердили календарно-тематическое планирования программ учебных предметов, которые находятся в метод. кабинете. (Июнь)
4.Разработали и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности обучающихся первых классов. (Сентябрь)
5.Изучение системы оценки планируемых результатов обучающихся.
- Разработаны карты индивидуального развития и листы индивидуальных достижений, а так же система оценки этих достижений. (Октябрь). Карты и критерии оценки имеются у классных руководителей.
6. Практическая работа по обмену опытом.

7. Работа по организации системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся, т.е. портфолио.
8. Проведены комплексные контрольные работы в первых-вторых классах

Выводы:
1.Проделана большая работа в ходе реализации ФГОС НОО;
2. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии
3.Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру города.