Организация воспитательного процесса в 1 «В» классе в урочное и внеурочное время.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Организация воспитательного процесса в 1 «В» классе в урочное и внеурочное время.

Самообразование и развитие учителя

Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме¬роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос¬ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».
Процесс воспитания и образования между собой тесно взаимосвязаны. Воспитательные моменты проходят на уроках математики (при решении задач). При чтении различных художественных произведений на уроках обучения грамоте и литературного слушания. Здесь обучающиеся знакомятся с понятиями «что такое хорошо и что такое плохо», исследуют морально-этические нормы во взаимоотношениях между людьми, в отношении к природе и окружающему миру, учатся жить и поступать в согласии со своими принципами и жизненной позицией. Но более широко раскрываются дети, находясь не на уроке, а после уроков, когда не надо отвечать «как хочет услышать учитель», а как на практике использовать свой жизненный опыт. Именно для формирования полноценного гражданина в школе введена внеурочная деятельность.
Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:
- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,
-обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Новый стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника начальной школы:
1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ("Портрет выпускника начальной школы").
Таким образом, целью внеурочной деятельности является:
-Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
-Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
2. Включать учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
6. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
7. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Углублять содержание, формы и методы занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Решать поставленные задачи я пытаюсь через проведение занятий на кружках «Здоровейка», «Мир театра», «Я – Гражданин России», «Декоративное творчество», «В мире неизведанных слов», «В мире чисел», «Юный исследователь». Кроме этого, провожу с детьми своего класса классные часы, праздники, утренники, беседы, поездки, где обучающиеся формируются личностные, коммуникативные, метапредметные знания и умения. Большими помощниками в воспитании первоклассников являются родители, которые с интересом участвуют во всех мероприятиях, проводимых в классе и школе.