Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление на заседании методического совета школы. Тема: «Роль методического объединения в формировании ценностной культуры учебно – воспитательного процесса.

Самообразование и развитие учителя

 Методическое объединение учителей начальных классов 2013-2014 учебном году продолжило работу над общешкольной темой «Обеспечение качества образования школьников через реализацию компетентностного подхода обучения». В нашей школе по Федеральным образовательным стандартам работают уже третий год. Все учителя, работающие в начальной школе прошли курсы повышения квалификации и стажировочные площадки. При повышении квалификации работников образования применялись формы и методы, основанные на использовании информационных коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки. В начальной школе были созданы условия для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей);
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов; - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в условиях модернизации образования, в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Методическая тема объединения: « Оптимальные средства, методы и формы взаимодействия педагога и ребёнка, способствующие развитию младшего школьника».
Цель: повышение мастерства учителей начальных классов через освоение новых педагогических технологий.
Для решения единой методической проблемы определены следующие задачи:
1. Продолжить работу по совершенствованию содержания образования, внедрению новых педагогических технологий..
2. Направить педагогический поиск на достижение высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного и образовательного процессов.
3. Усилить работу по сохранению здоровья обучающихся и пропаганде здорового образа жизни.
4. Продолжать изучение и обобщение передового опыта работы учителей начальных классов.
5. Продолжить работу по реализации преемственности между детским садом и начальной школой, а также начальной школой и средним звеном.
Методическая работа объединения учителей начальных классов разнопланова. МО руководит самообразованием педагогов, взаимопосещением уроков. Стало традицией, что каждый учитель выбирает тему самообразования и работает по ней 3-5 лет. Наработанный материал учитель представляет на творческом отчёте или во время проведения открытого урока.
Важным вопросом нашего методического объединения было введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, особое место в обсуждении отводилось организации внеурочной деятельности.
С 03 по 07 февраля 2014г. проходила неделя начальных классов. Учителя делились своим опытом, показывая разнообразные виды и формы работы как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. В конце недели подвели итоги.
Большое внимание уделялось работе с одарёнными детьми. Были проведены школьные предметные олимпиады по русскому языку и математике среди обучающихся 3-4 классов. Победители муниципального тура областной олимпиады среди четвёртых классов по математике: Пожидаев Илья (учитель Комарова В. И.), Семыкин Михаил (учитель Акульшина Т.В.); по русскому языку: Анпилогова Александра (учитель Акульшина Т. В.) рекомендованы для участия в областном туре Всероссийских олимпиад
Активное участие принимают обучающиеся начальных классов во Всероссийских предметных олимпиадах «Олимпус» (учителя: Титова Е. И., Ильяшенко С.В., Дементьева Н. Г., Михайлова Н. Л., Казинникова Л. А.), чемпионате «Старт» (учителя: Акульшина Т. В., Комарова В. И., Титова Е. И., Ильяшенко С. В., Михайлова Н. Л., Дементьева Н. Г., Казинникова Л. А., Есипова И. В., Богатикова Л. А.).
Воспитательная работа в течение года была построена в соответствии с планом школы и индивидуальным планом каждого учителя. В каждом классе проводились праздники «День матери», «23 февраля», «8 марта». Традицией стало проводить Рождественские встречи, участие в городском Пасхальном фестивале. В рамках расширения кругозора и воспитания эстетического вкуса совершали поездки с детьми своего класса: Титова Е. И., Ильяшенко С. В., Казинникова Л. А., Михайлова Н. Л., Дементьева Н. Г., Титова Е. И. – в цирк, драматический театр и театр кукол г.Курска.
Обучающиеся начальной школы принимают активное участие в Дне здоровья, Дне Знаний, Дне Учителя, в школьных, городских и областных выставках рисунков и поделок.
В коллективе методического объединении учителей начальных классов МО МБОУ «СОШ № 4 г. Щигры Курской области» налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (взаимопосещение уроков, совместная разработка уроков, праздников, планирований). Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу, правильно реагируют на критику. Педагоги нашего объединения постоянно работают над формированием творчески работающего коллектива, постоянно делятся новинками методической литературы.
В 2013-2014 учебном году было проведено 4 заседания МО учителей начальных классов. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. При планировании методической работы педколлектив старался отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Между заседаниями проводили заседания круглого стола по темам: «Формирование универсальных учебных действий», «Организация контроля и оценки знаний»; «ИКТ в деятельности учителя начальных классов», «Роль внеурочной деятельности в формировании УУД».
Учителя начальных классов на протяжении всего года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на МО, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия с учетом выводов по наработанному материалу.
Большое внимание было уделено методической поддержке и сопровождению информатизации учебного процесса
Информационная подготовка – одно из важнейших инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающей ее к жизни и запросам общества. Практика повседневной жизни показывает все более возрастающую роль компьютеров и компьютерных технологий. В ближайшем будущем эти тенденции будут нарастать и развиваться. Информационная подготовка – одно из важнейших инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающей ее к жизни и запросам общества.
Было организовано взаимопосещение уроков. После проведения уроков проводился самоанализ и анализ конструирования и проведения уроков, обсуждались типичные ошибки при конструировании и проведении уроков «открытия нового знания», пути решения проблем.
Формы организации методической работы учитывают особенности педагогов, активизируют их творчество и инициативу.
Методическая учеба в школе ведется и педагогическим коллективом в целом, и с отдельными педагогами.
Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние три года, благодаря активному изучению и внедрению в практику новых педагогических технологий. Все члены педагогического коллектива охвачены методической учебой. Результаты работы педагогов в конце учебного года сдаются в учебную часть. Это описание передового опыта педагогов, разработки мероприятий, другие методические материалы.
Методическими объединениями организован мониторинг качества образования: разработка и проведение контрольных срезов, выявление эффективности изучения образовательных программ, выполнение практической и теоретической частей программ; посещением уроков.
С первого дня учебы педагогический коллектив начальной школы стремился усилить воспитательный потенциал уроков и внеурочных мероприятий, формировать и закреплять традиции школы. Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, прошли внеклассные мероприятия такие как «Посвящение в первоклассники», «Праздник мам», «День отцов», «Новый год», «23 февраля» «8 марта», «Прощание с букварём».
Все мероприятия проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствовало об ответственном отношении к их подготовке.
Система работы в начальных классах нашей школы построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель- родители – дети, что помогает сплачивать детские коллективы.
Выводы:
Работа методического объединения учителей начальных классов в формировании ценностной культуры учебно – воспитательного процесса велика, так как:
1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой подготовкой, участием в семинарах, работой по самообразованию.
2. Повышение квалификации и мастерства педагогов непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН обучающихся, уровне их воспитанности.
3. Планомерная методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, воспитателя.