Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла «Духовные и нравственные качества личности как процесс и как результат приобщения к миру изобразительного искусства и художественного творчества».

Самообразование и развитие учителя

В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. Сначала это простые каракули – интересный след от карандаша, оставленный на бумаге. Затем у каракулей появляются названия – мы еще не видим в детских рисунках формы, но ребенок уже понимает, что рисование может отображать предметы окружающего мира. Позже более понятными становятся формы изображенных предметов, и появляется эмоциональное состояние в рисунках. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. Русский художник и педагог Павел Петрович Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, искусство есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле». В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира обучающихся.
Возможности для развития детского художественного творчества могут быть реализованы в составлении программ и методических разработок, направленных не только на обучающий, но и на воспитательный процесс, предоставляющий широкую свободу для детского творчества, включающий в себя не только практические занятия по рисованию, но и общешкольные, классные мероприятия, экскурсии, беседы, участие в выставках, конкурсах, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной программе.
Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но сам побывать на полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. После проведения экскурсии полезно проработать новую тему в изобразительном творчестве, чтобы ребенок мог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того, детский рисунок – это и способ анализа восприятия темы ребенком.
В беседах по изобразительному искусству на примере работ художников педагог может затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог может раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества. Поиски идеала Человека, нашедшие отра¬жение в духовных представлениях и замечатель¬ных художественно-музыкальных образах женщины-матери, за¬щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст¬ва, становятся доминантой изучения. Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над темой «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств. Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над рисунком должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ребенка во время беседы.
Участие обучающихся в выставках, конкурсах тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, каждый обучающийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.
Еще одна особенность занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях. Это может быть участие в школьных ярмарках, подготовках подарков для ветеранов или одиноких стариков, для детей-сирот. У обучающихся должно сформироваться понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.
Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать детям основы патриотического и семейного воспитания.
К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.
Таким образом, предметная образовательная область «Искусство» воздействует на внутренний мир обучающегося, через раскрытие программного материала, и прежде всего, способствуют личностному развитию ребёнка, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.