Применение воспитательных технологий в современной школе
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Применение воспитательных технологий в современной школе

Самообразование и развитие учителя

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Современные воспитательные технологии включают:
• технологию проектного обучения;
• личностно-ориентированная технологию;
• технологию здоровьесберегающую;
• технология КТД;
• технология проведения учебных дискуссий;
• технология создания ситуации успеха;
Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся; создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Важной и наиболее сложной задачей педагога является создание психологического климата в классе. Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка в классе. Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, он создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Нам известна масса примеров (и суицид детей, и уход из дома), когда неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервоз-
ности, боязни и отчаяния.
Технология формирования благоприятного психологического климата включает в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных действий:
1) установление личных контактов; подбадривающее, одобрительное отношение как во время работы на уроках, так и в неурочное время;
2) этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за каждого ученика;
3) предупреждение возможных неудач в процессе учебы, тесное взаимодействие с родителями;
4) активное вовлечение детей в различные формы внеклассной работы (кружковая работа, спортивные секции и т.д.).
Такой подход отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, рождает уверенность и способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Темы, охватывающие принципы здорового образа жизни, включены в уроки окружающего мира, где дети не только знакомятся с правилами здорового образа жизни, но и принимают непосредственное участие в их формулировании на основе социального опыта, имеющихся знаний. Например, придумывают условные обозначения на тему «Как сохранить здоровье». Работа в этом направлении продолжается на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Мы и общество», где дети на основе литературно-художественного материала, используя разрезной материал из рабочей тетради, создают модель «Как сохранить здоровье».
Технология КТД - это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Например, проведенное КТД «Наши мамы лучше всех», в ходе которого дети стали авторами специальной праздничной программы для своих мам, для которой они подбирали конкурсы, поздравления, подарки. В течение двух недель дети обсуждали, принимали решения, работали группами. Завершилось КТД совместным мероприятием детей и родителей.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
В тесной связи с технологией ИКТ находится технология проектного обучения.
Учебный проект - с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.
Учебный проект - с точки зрения ученика:
• это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
• это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет проекта.
Ученики учатся сотрудничать со сверстниками, учителем, другими помощниками в подготовке проекта, аргументировано излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, предъявлять результаты. Работа над проектами включена в программы по всем предметам в начальной школе, а на занятиях внеурочной деятельности «Юный исследователь» дети учатся самостоятельной работе над проектом (знакомятся с этапами работы над проектом, кого можно использовать в качестве помощника, где искать информацию, как это делать, как отбирать информацию и т. д.).
Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплоченный коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. Работа в этом направлении продолжается. На сегодняшний день мы достигли определенных успехов. Мы вместе работаем, учимся, отдыхаем. Половина детей из класса занимаются в секциях ДЮСШ, посещают внеурочные занятия по различным направлениям, дети принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, олимпиады, туристические поездки и другие мероприятия)
Таким образом, современные технологии воспитания в начальной школе определяют многообразие способов и приемов, форм и методов направленного воздействия педагогов на учеников с целью формирования у них стереотипов должного поведения, социально значимых качеств.