Выступление на заседании методического совета школы. Тема: «Предпрофильная подготовка учащихся»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление на заседании методического совета школы. Тема: «Предпрофильная подготовка учащихся»

Самообразование и развитие учителя

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Программа осуществляется в 3 направлениях:
- Диагностическая (тесты, опросы, анкетирование)
- Профпросветительская (экскурсии, конкурсы, классные часы)
- Профориентационная (элективные курсы, экскурсии)
Профессиональное воспитание, формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:

Основная школа (5-7 классы).

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы).

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

Уже с 5 класса на уроках технологии девочки начинают знакомиться с миром профессий. На занятиях по кулинарии они знакомятся с профессиями занятыми в пищевой промышленности, в процессе работы над разделом «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» ученицы знакомятся с профессиями: художника- модельера, конструктора, технолога, швеи, тем самым готовятся к осознанному выбору профессии, связанной с изготовлением одежды. При изучении темы «Культура дома» учащиеся получают представление о профессиях дизайнера, отделочника, строителя, художника и т.д.
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению, поэтому в этих классах введен элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения». Здесь с учащимися 9-х классов проводятся систематические занятия по профессиональному самоопределению, основная цель которых — формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.