урок "Мои права и обязанности"
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

урок "Мои права и обязанности"

Обществознание

Тема: «Мои права и обязанности».
Цель урока: создать условия для осознания учащимися внутренней диалектической связи между правами и обязанностями человека и гражданина на основе сравнения данных правовых и граждановедческих понятий.
Задачи урока:
• Научить учащихся сравнивать ключевые граждановедческие и правовые понятия;
• содействовать свободному и сознательному принятию учащимися всей полноты своей гражданской ответственности, означающей совокупность прав и обязанностей гражданина и члена общества;
• способствовать формированию у учащихся аналитических и коммуникативных навыков.
Материалы урока:раздаточный материал, содержащий перечень основных конституционных прав (приложение 1) и обязанностей (приложение 2) человека и гражданина. Большие листы бумаги. Ручки, цветные карандаши или фломастеры.
Время: 45 минут.
Форма проведения урока: работа в группах по 4 человека.
Комментарий к работе малых групп: Работа в четверках – одна из наиболее простых возможностей объединить учащихся в группы для обсуждения учебных вопросов и проблем. Для работы в четверках можно просто сдвинуть столы и предложить ребятам сесть лицом друг к другу. Отбор в группы – случайный или по желанию учащихся. Необходимо разместить группы так, чтобы они не мешали друг другу.
Во время работы групп учитель занимает позицию наблюдателя, не вмешивается в обсуждение без особой необходимости, но следит за тем, удается ли в каждой группе выступить всем ее членам, прислушиваются ли в группах к мнению застенчивых и молчаливых участников занятия. Для этого лучше занять место в центре класса, на равном расстоянии от всех малых групп. При необходимости учитель может контактировать с лидерами малых групп и напоминать, например, что все участники имеют право голоса, или что нужно работать, не мешая другим группам.
Ход урока:
1 этап (15-20 минут): Учитель объявляет тему урока и определяет первую задачу для обсуждения.
Участникам обсуждения дается базовая информация о правах и обязанностях человека и гражданина на основе международно-правового документа - Всеобщей декларации прав человека - и Конституции Российской Федерации.
Задача для обсуждения – выберите несколько прав, которыми обладают граждане России. Для каждого избранного Вами права найдите соответствующую ему обязанность, будь то обязанность соблюдать это же или подобное право другого человека, или обязанность государства обеспечить выполнение данного права. Также определите права граждан и общества, соответствующие перечисленным обязанностям человека и гражданина.
Учитель делит учащихся на группы. Каждая группа получает раздаточный материал с приложениями 1 и 2 к уроку, цветные карандаши и фломастеры. Учитель называет время, необходимое для выполнения задания (7-10 минут). Задание может быть выполнено на больших листах бумаги, где слева будет записано право, а справа – соответствующая ему обязанность.
Комментарий
В известной мере, речь идет о конфликте прав и обязанностей, однако важно прийти к пониманию того, что этот «конфликт» неизбежен, так как «нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав». Другими словами, права и обязанности человека и гражданина тесно взаимосвязаны, причем, это правило распространяется как на права и обязанности, закрепленные в законах государства, так и на моральные нормы и правила этикета. Нарушение этого невидимого баланса между нашими правами и обязанностями приводит к ответным действиям со стороны самого человека, других людей, общества в целом.
Пример соотношения между правом и обязанностью:
Право на свободу собраний и ассоциаций ¾ Обязанность уважать права других людей собираться и свободно высказываться.
Право на частную собственность ¾ Обязанность признавать это право (в случае его нарушения можно потерять свое право на свободу и попасть в тюрьму).
Перечень возможных конфликтов между правами школьников, а также правами и необходимостью соблюдать обязанности приводят авторы «Методических материалов для преподавателя курса «Живое право» А.Б. Гутников и Б.Н. Пронькин:
1) право на образование, отсутствие дискриминации — право на равен¬ство и отсутствие необоснованных льгот;
2) право на защиту чести и достоинства — право на личную неприкос-новенность;
3) право на безопасность, обязанность соблюдать школьные правила — право на личную неприкосновенность, свобода, личное достоинство;
4)право на информацию — право на невмешательство в частную жизнь,
личное достоинство;
5)обязанность соблюдать школьные правила — право частной собствен-ности, право на невмешательство в частную жизнь;
6)обязанность соблюдать школьные правила — право на невмешатель¬ство в частную жизнь;
7)свобода — право на здоровую окружающую среду;
8)свобода самовыражения — право собственности;
9)свобода слова — обязанность соблюдать школьные правила;
10)свобода слова, право на участие в управлении — обязанность соблю-дать школьные правила;
11)свобода слова — обязанность соблюдать школьные правила;
12)свобода творчества — обязанность соблюдать школьные правила;
13)запрет принудительного труда — обязанность охранять природу,
соблюдать школьные правила;
14)обязанность получить образование — право на образование;
15)свобода, право на создание ассоциаций — обязанность соблюдать
школьные правила;
16)свобода — обязанность получить образование;
17)право на отдых — обязанность соблюдать школьные правила;
18)право на личное достоинство, обязанность соблюдать школьные
правила — право на информацию (Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Методические материалы для преподавателя к тому 1: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001, с.91-92).
Задание не предполагает чрезмерной регламентации деятельности ребят в группах. То, на каком аспекте взаимодействия и взаимовлияния прав и обязанностей остановятся учащиеся, само по себе свидетельствует об их восприятии и понимании проблемы. Главное здесь – осознание школьниками взаимозависимости названных понятий.
Сообщения групп по результатам обсуждения задания
Представители групп озвучивают и поясняют свой выбор обязанностей, соответствующих основным правам, при этом используя для иллюстрации своего выступления красочно оформленные плакаты. Выступление от каждой группы должно длиться не более полутора-двух минут.
Учитель стимулирует вопросы и обсуждение полученных результатов, после чего подводит итог первого этапа урока, отвечая на более высоком уровне абстракции на вопрос: Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?
2 этап: Работа малых групп над проблемными заданиями(15 – 20 минут).
Учитель раздает группам карточки с заданиями для обсуждения, логически продолжающими разговор на тему «прав и обязанностей» на уроке, определяет время на обсуждение проблемных заданий в малых группах – 5-7 минут. Учащиеся подготовлены к рассмотрению проблемных заданий в группах на предыдущих этапах работы над курсом. Учитель напоминает о необходимости ясной и убедительной аргументации своего ответа и позиции.
Задание 1. Каков источник обязанностей граждан, которые мы должны выполнять для защиты своих прав?
Комментарий
Задание можно пояснить следующим образом: должны ли мы выполнять эти обязанности только потому, что они записаны в законе? В процессе обсуждения вопроса в классе следует отметить, что в государствах с диктаторским режимом также нередко обязанности граждан зафиксированы в законах. В чем тогда отличие конституционной демократии от диктатуры?
Демократическая политическая традиция предполагает, что обязанности, сопровождающие наши основные права, основываются на нашем согласии подчиняться политической власти. Английский философ и политический мыслитель 17 века Джон Локк писал в работе «Два трактата о правлении»: «Каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным» (Цит. по: Мы, народ... Российская Конституция. Курс для старших классов средней школы. Планы уроков. Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе, А.Ф. Никитин. Под редакцией Л.В. Волошиной, П.Г. Положевца.- М.: ЗАО «Учительская газета», 1998, с. 8-9).
Т.е. если мы избираем для себя жить среди себе подобных в обществе, а не отшельником в пещере, мы даем свое согласие выполнять определенные нормы и правила этого общества. Мы вступаем тем самым в соглашение с другими членами общества и соглашаемся взять на себя некоторые обязанности человека и гражданина.
Задание 2. Должны ли мы выполнять плохие законы?
Комментарий
Вопрос о том, как быть, если вы не хотите выполнять некоторые правила своего общества, потому что считаете, что они неправильные. В условиях демократии вы имеете право попытаться изменить их. Но пока они действуют, вы несете ответственность за их выполнение.
Однако ответ на данный вопрос не всегда прост. Еще в Древней Греции философ Сократ столкнулся с проблемой выбора между его обязанностями как жителя Афинского полиса и своими моральными взглядами. Сократ доказывал, что его долг по отношению к своей философии и приверженность поиску истины более важны, чем его обязанности гражданина подчиняться законам Афин. Такие коллизии между законом и совестью встречаются и в более поздние времена.
Задание 3. Какими, по-вашему, должны быть обязанности гражданина?
Комментарий
При выполнении этого задания можно опираться на уже известные обязанности гражданина (приложение 2), но ученики могут, используя свое воображение, предложить идеальный список обязанностей гражданина. При обсуждении в классе важно определить, какие из предлагаемых обязанностей являются невыполнимыми, выполнение каких невозможно проконтролировать, и какие, наконец, фактически перечеркивают права и свободы людей. В итоге дискуссии перечень обязанностей граждан вряд ли может быть существенно расширен по сравнению с имеющимся в Конституции Российской Федерации..
Задание 4. Что важнее: личные интересы гражданина или интересы общества?
Комментарий
Главное здесь – аргументация своей позиции.
Задание 5. Должны ли вы участвовать в политической жизни страны?
Комментарий
Известно, что многие люди в нашем обществе не желают участвовать в политической жизни. Решение об участии или неучастии в политической жизни является важным как для человека, так и для общества. При демократическом строе правительство является наемным работником общества, то есть всех нас. Мы нанимаем представителей власти для защиты нашей жизни, свободы, собственности, для работы на благо общества.
Если мы идем к дантисту, чтобы он поставил нам пломбу, или если мы нанимаем водопроводчика, мы обычно интересуемся их квалификацией и опытом, следим за тем, чтобы они хорошо сделали свою работу. Только если они выполнили договор с нами, мы согласны им заплатить. Эта логика вполне применима и в отношении людей, работающих в парламенте и правительстве (депутатов, государственных и муниципальных служащих). Мы, граждане, дали им работу. От их работы зависит наша жизнь, свобода, собственность. Это довольно важные вещи, и хотя бы поэтому есть смысл уделять не меньшее внимание тому, как власти выполняют свои обязанности, чем тому, как дантист поставил нам пломбу или автомобильный мастер заменил колесо.
Только этой одной причины уже достаточно для того, чтобы положительно решить для себя вопрос об участии в политической жизни. В этом случае (делая осознанный выбор) мыучаствуем в политической жизни потому, что это в наших интересах.
Задание 6. Если вы не участвуете в выборах и никак не влияете на политику государства, должны ли вы все-таки выполнять его законы?
Комментарий
Это задание является продолжением заданий 1 и 2. Вывод здесь напрашивается, но важно обсудить аргументы, предлагаемые участниками дискуссии.
Задание 7. Приведите примеры того, как могут быть нарушены права человека в результате невыполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ).
Комментарий
Учащиеся при выполнении этого задания опираются на свой опыт и воображение. Такие задания обычно не вызывают затруднений.
По окончании дискуссии учащиеся при помощи учителя подводят итоги обсуждения. Учитель может отметить, что проделанная на уроке работа по сравнению важных правовых понятий привела к пониманию глубокой связи и взаимозависимости между нашими правами и обязанностями. Следующим шагом в работе станет социальный (школьный) проект – разработка Кодекса поведения учащегося школы на основе достигнутого теоретического понимания баланса между правами и обязанностями человека и гражданина.

Приложение 1 Перечень основных прав человека, провозглашаемых во Всеобщей Декларации прав человека
Статья 1. Право на равенство.
Статья 2. Свобода от дискриминации.
Статья 3. Право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4. Свобода от рабства.
Статья 5. Свобода от пыток и жестокого или унижающего личное достоинство обращения.
Статья 6. Право на признание правосубъектности (т.е. права иметь права и обязанности в соответствии с законами).
Статья 7. Право на равенство перед законом.
Статья 8. Право на эффективное восстановление в правах.
Статья 9. Свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания.
Статья 10. Право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела.
Статья 11. Право на соблюдение презумпции невиновности.
Статья 12. Свобода от вмешательства в личную и семейную жизнь; право на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Статья 13. Право на свободное передвижение в пределах страны и свободный выезд из страны.
Статья 14. Право на убежище в других странах от преследования.
Статья 15. Право на гражданство и смену гражданства.
Статья 16. Право на вступление в брак и основание семьи.
Статья 17. Право на частную собственность.
Статья 18. Право на свободу мысли и религии.
Статья 19. Право на свободу убеждений и получения информации.
Статья 20. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Статья 21. Право на участие в управлении своей страной и свободные выборы.
Статья 22. Право на социальное обеспечение.
Статья 23. Право на достойный труд и на вступление в профсоюз.
Статья 24. Право на отдых и досуг.
Статья 25. Право на достойный уровень жизни.
Статья 26. Право на образование.
Статья 27. Право на участие в культурной жизни общества.
Статья 28. Право на социальный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.
Статья 29. Обязанности перед обществом, в котором возможно полное и свободное развитие его личности.
Статья 30. Право на свободу от посягательства на права, изложенные в настоящей Декларации.

Приложение 2 Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на территории данного государства, либо только к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В России конституционными обязанностями каждого, кто находится на ее территории, согласно Конституции РФ 1993 г., являются: платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.3 ст.44). Конституционными обязанностями только граждан Российской Федерации являются соблюдение Конституции РФ и законов (п.2 ст.15) и защита Отечества (ст.59).
Социальный проект «Кодекс поведения ученика»

Нам, граждановедам, понятно, что без радикальной реформы системы управления образованием, в том числе и на школьном уровне (речь идет о полновластных советах школы и ученическом самоуправлении), демократические и либеральные идеи гражданского образования так и останутся красивой декларацией. Тем не менее, реальность такова, что к реализации целей гражданского образования и воспитания нужно двигаться по двум направлениям - сверху вниз и снизу вверх. Сверху вниз - поддерживать все разумные и либерально-демократические начинания власти, снизу вверх - работать на своем месте, стараясь по собственной инициативе и в сложившихся условиях способствовать движению вперед. Именно ради последнего мы, педагоги средней общеобразовательной школы начали работу по созданию реального ученического самоуправления в своей школе – и встретили поддержку наших учеников.
Здесь представлен один из документов, разработанных при участии всех сторон образовательного процесса - Кодекс поведения учащегося школы . Положения этого документа не высечены на камне, они изменяются и будут пересматриваться, но в этом скорее их сила, а не слабость. Говоря юридическим языком, локальные правовые акты школы должны стать эффективным и гибким инструментом воплощения тех идей и принципов, которые разделяют все субъекты образовательного процесса и которые свидетельствуют о становлении независимых гражданских институтов в российском образовании.
Одной из таких идей является идея баланса между правами и обязанностями членов школьного коллектива. Учитывая то, что на уроках граждановедения учащиеся получили необходимый минимум знаний и навыков для работы над общешкольными нормативными документами, мы начали разработку и обсуждение такого важного школьного правового акта, как Кодекс поведения учащегося. На первом этапе была создана рабочая группа по подготовке проекта Кодекса, на заседаниях рабочей группы был составлен первый вариант Кодекса, предложенный затем для обсуждения во всех классах основной и полной средней школы. По результатам обсуждения в проект Кодекса были внесены поправки. Обсуждение показало, что учащиеся в целом понимают связь между правами и обязанностями школьника, осознают необходимость баланса между свободной творческой атмосферой, к созданию которой в школе стремятся и учащиеся и учителя, и необходимостью соблюдать школьные правила.