Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Сценарий ролевой игры "Мы и выборы"

Обществознание

Цель: формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественной политической жизни страны; изучение основ избирательного процесса; повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей.
Оборудование: проектор, электронная доска, переносной ящик для голосования.
Ход мероприятия.
Вводное слово учителя с обозначением темы мероприятия, представления участников и жюри (все участники разделены на 2 команды).
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Здравствуйте!
Ведущий 1: Время летит быстро, иногда слишком быстро. Кажется, совсем недавно мама читала вам на ночь добрые сказки, а вот новости вас совсем не интересовали. Проходит время, и вы начинаете с интересом следить за выпусками новостей и хорошо ориентироваться в политических процессах, происходящих в России. Вы начинаете понимать, что нельзя оставаться равнодушным к этому, что можно предложить свой сценарий развития страны и знаешь, как можно решить какую-то конкретную проблему общества. Мы рады приветствовать команды-участницы на игре «Мы и выборы», посвящённой избирательному праву.
Ведущий 2: Мы очень часто произносим фразу: «Имею право!», но не всегда задумываемся о ее значении. Сегодня мы предлагаем вам испытать себя в знании политических (избирательных) прав. Сегодня нашу игру будет оценивать неподкупное, справедливое и строгое жюри. Предлагаю командам придумать свое название и выбрать капитана команды.
Ведущий 1: Команды, представьтесь!
Ведущий 2: Предлагаю нашу игру начать с разминки.
Ведущий 1: Каждая команда отвечает на ряд вопросов, за каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.
Ведущий 2: Вопросы к команде « »
1.Основной закон государства (Конституция РФ).
2.Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее... (10 лет).
3.Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
4.Выборы депутатов парламента проходят каждые... (4года).
5.Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
6.Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
Ведущий 1: Вопросы к команде « »
1.Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
2.Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет).
3.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
4. Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
5. Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
6. Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК))
Жюри подводит итоги.
Ведущий 2: Изучив все возможные источники, мы сделали вывод о том, что молодежь не ходит на выборы.
Ведущий 1: Чтобы разобраться по какой причине, мы провели опрос. Внимание на экран. 33% отвечают: «Не интересно», 34% отвечают: «Победители заранее известны», 13% не понимают важности выборов, 12% отвечают: «Нет перспектив для молодежи».
Ведущий 2: Но для этой проблемы нашлись решения. 41% считает, чтобы избежать этого, надо проводить личные встречи с кандидатами, 37% считают, что молодежь должна участвовать в предвыборной кампании, 18% ответили: «Нужны рекламные акции» и только 4% ответили: «Не знаю».
Ведущий 1: Вы часто ругаете власть, правительство, президента, но ведь это зависит от вас. Дорогие друзья, мы призываем вас ходить на выборы!
Ведущий 2: А чтобы подтолкнусь вас на этот шаг, мы предлагаем вам пройти психологический тренинг и проверить, готовы ли вы к будущему участию в избирательной кампании страны.
Ведущий 1: На вопросы отвечайте: «да», «нет», «не уверен».
1. Хорошо ли вы знаете руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?
Ведущий 2:
2. Есть ли у вас чёткая политическая позиция?
Ведущий 1:
3. Сможете ли в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?
Ведущий 2:
4. Можете ли вы спрогнозировать политическую ситуацию?
Ведущий 1:
5. Часто ли просматриваете в газетах статьи, другие материалы о внутренней и внешней политике государства?
Ведущий 2:
6. Если по телевизору идёт передача на политическую тему, вы обязательно её смотрите?
Ведущий 1:
7. Вы хорошо представляете себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим?

Ведущий 2:
8. Интересует ли вас юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты)?
Ведущий 1:
9. Часто ли вы специально смотрите телепередачи о праве и законе?
Ведущий 2:
10. Есть ли у вас убеждение в необходимости выполнять все правовые нормы?
Ведущий 1:
11.Испытываете ли вы возмущение, когда узнаёте об очередном грубом правонарушении?
Ведущий 2:
12. Хорошо ли вы себе представляете, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?
Ведущий 1:
13. Знаете ли вы нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного)?
Ведущий 2:
14. Понимаете ли вы необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса?
Ведущий 1:
15. Когда идёт предвыборная кампания или подготовка к референдуму, интересуетесь ли вы её развитием?
Ведущий 2:
16. Считаете ли вы, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме?
Ведущий 1:
17. Будите ли вы активно принимать участие в жизни города, района, республики, страны?
Ведущий 2: Порядок подсчёта балов: «да» - 3 балла, «не уверен» - 2 балла, «нет» - 1 балл.
Ведущий 1: Если вы набрали: 26-51 балл: вы имеете чёткую политическую позицию.
Ведущий 2: 16-26: вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью.
Ведущий 1: Менее 16 баллов: ваши интересы далеки от политики.
Ведущий 2: А теперь давайте спросим результаты всех участников команды.
Ведущий 2: Все молодцы! За это каждая команда получает по 5 баллов.
Ведущий 1: Следующий наш конкурс музыкальный. За каждый правильный ответ вы получаете 4 балла.
Ведущий 2: В песне, как в капле воды, отражён огромный мир и вся жизнь человека. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно с долей юмора.
Ведущий 1: Песня бременских музыкантов
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, нестрашны тревоги,
Нам любые дороги.
(Право на свободу передвижения.)
Ведущий 2: Подари мне платок
Подари мне платок — голубой лоскуток,
По краям голубым — золотой завиток.
Не в сундук положу, на груди повяжу,
И что ты подарил,
Никому не скажу.
(Право на личную тайну.)
Ведущий 1: Дом
Но лишь потом
Я вспомнил дом.
И темной ночью, И светлым днем,
Как хорошо иметь свой дом.
(Право на жилище.)
Ведущий 2: Вологда
Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я романс продолженьем пишу,
Знаю, знаю точно, где мой адресат,
— В доме, где резной палисад.
(Право на тайну переписки).
Ведущий 1: Я люблю тебя, жизнь
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы усталый.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
(Право на жизнь.)
Ведущий 2: Мне нравится, что вы больны не мною
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной,
Не уплывет под нашими ногами.
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)
Ведущий 1: Слово жюри.
Жюри подводит итоги.
Ведущий 2: Знаете ли вы..., что...
Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. "Одному бублик, другому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика".
Ведущий 1: Парламент Англии до сих пор голосует, "выходя в двери": если "за" – выходят в одну дверь, "против" – в другую.
Ведущий 2: В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. Как вы думаете, о чем идет речь? Конечно же, о неявке на выборы.
Ведущий 1: Этот распространенный в наши дни документ дословно переводится с французского как "выход в порт". Это паспорт, passer –выходить и port- порт. Первоначально это было "удостоверение на право судна пройти в гавань и отплыть из нее". Паспорта в Западной Европе выдавали капитанам дальнего плавания как свидетельство того, что корабль не пиратский, а принадлежит и служит определенному государству.
Ведущий 2: Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта "равенство". Вместо дамы – "Свобода", вместо короля "Гений", а вместо туза – «закон». По мнению просветителей и революционеров, закон выше и важнее всего прочего.
Ведущий 1: Итак, мы продолжаем.
Ведущий 2: А сейчас блиц-опрос. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.
Ведущий 1:
1. Назовите имя Первого Президента РФ.
Ведущий 2:
2. Когда Б.Н. Ельцин был избран Президентом РФ? (12 июня 1991 года всенародным голосованием избирается первым Президентом РФ).
Ведущий 1:
3. В каком году Борис Ельцин вновь был избран главой государства? (3 июля 1996 года Борис Ельцин вновь был избран главой государства).
Ведущий 2:
4. В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
Ведущий 1:
5.Какой документ был принят 12 июня 1990 г.? (Декларация о государственном суверенитете России)
Ведущий 2:
6. О чем идет речь?
состоит из 15 человек; 5 человек назначаются ГД, 5 - Советом Федерации, 5 - Президентом; срок полномочий 4 года, все члены, квалифицированные юристы, все имеют высшее юридическое образование; возглавляет председатель, есть также заместитель председателя и секретарь; действует на постоянной основе и руководит деятельностью избирательных комиссий. (Центральная избирательная комиссии).
Ведущий 1:
7. Кто назначает референдум Российской Федерации? (Президент РФ)
Ведущий 2:
8. О ком идет речь?
гражданин РФ; не находится в местах лишения свободы; дееспособный; ему не менее 18 лет.
- обладает активным избирательным правом. (Избиратель)
Ведущий 1: Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании.

Ведущий 1: Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат или листовку, которые призывают принять участие в выборах.
Ведущий 2: Итак, конкурс «Агиткампания». Время на выполнении этого задания – 5 минут. Максимальная оценка – 5 баллов. (На столах подготовлен необходимый инвентарь).
Ведущий 1: Слово жюри.
Жюри подводит итоги.
Ведущий 2: Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство не что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно побольше узнать о том, о чём взрослые могут говорить часами – о политике?
Ведущий 1: Ты уже не просто ребенок. Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет.
Ведущий 2 и 1: Ты сам отвечаешь за все!
Ведущий 1 и 2: Итак, наша игра окончена.
Ведущий 1: Жюри подводит итоги, а мы ждём результаты.
Ведущий 2: Слово предоставляется нашему неподкупному жюри.
(Поведение итогов; награждение команд.)