Урок обществознания в 9 классе «Правила правонарушения среди несовершеннолетних»
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок обществознания в 9 классе «Правила правонарушения среди несовершеннолетних»

Обществознание

Цели:

1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности.
2. Развивающая: продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах;
3. Воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.

Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.
Словарь урока: правонарушение, проступок, преступление, дееспособность, вина.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, презентация по теме «Правонарушения»

План:

1. Орг. момент.
2. Правонарушение и его признаки.
3. Виды правонарушений.
4. Состав преступления.
5. Почему важно знать, что считается правонарушением?
6. Рефлексия
7. Подведение итогов.
№1. (СЛАЙД №1)
Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи
« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»
О чем эта притча?
Правильно о нас с вами... Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.
Что придумали люди для урегулирования общественных отношений? (социальные нормы)
Дайте определения понятию «социальные нормы»?
(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)
Перечислите виды социальных норм?
Большинство поступков, совер¬шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.
Как вы думаете, почему в тех или иных ситуациях человек следуете в своём поведении определённым предписаниям права?
(Боится наказания, понимаете, что это важно для стабильности в обществе или не задумываясь, поступаете так в силу того, что так поступают другие.)
Независимо от причины мы совершаем поступки, которые характеризуют наше поведение как правомерное, то есть соответствующее нормам право.
Все ли соблюдают правовые нормы?
Как вы считаете, будет называться такое поведение? О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.

Тема: «Правила правонарушения среди несовершеннолетних» Слайд№2
Сформулируйте цель урока.
Т.о. главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.
Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?
Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Почему важно знать, что считается правонарушением? Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.
План: слайд№3
*. Правонарушение и его признаки.
*. Виды правонарушений.
*. Состав преступления.
*. Почему важно знать, что считается правонарушением?
№2
Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.
Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение».
- Посмотрим, как трактуется понятие «правонарушение» в юридическом словаре.
1.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону.
2.Правонарушение- это виновное общественно опасное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. Слайд№4
Итак, правонарушение это действия несущие общественную опасность и связанные с нарушением права. Запишите определение в тетрадь. Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками. Прочтите определения №1 и выделите признаки правонарушения.
Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд№5
Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.
Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.
Приведите пример действия и бездействия
Примерные ответы: Примером действия может служить:
-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.
Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;
- неоказание помощи больному.
2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).
Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.
3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.
Мы определили три признака из четырех, прочтите определения №2. Какой признак можно выделить?
4.Виновность. ( работа со вторым определением)
Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.
ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам. ( запись в тетрадь)
Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.
Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№6
Iгруппа . Пьяный дебошир открыл стрельбу на улице, в результате которой были ранены прохожие.
IIгруппа. Водитель ведет автомобиль на недозволенно высокой скорости, рассчитывая на свой профессионализм, и вдруг сбивает пешехода.

IIIгруппа. Ученик Киселев совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы №32 г. Лыково.
IVгруппа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.
Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?
(ответы учеников) Опираясь, на ваши ответы делаем вывод. Вина может быть выражена в различных формах: Слайд№7 (запись в тетрадь)
Вина: 1.Умысел ПРЯМОЙ (лицо желало последствий), КОСВЕННЫЙ (лицо допускало последствия)
2.Неосторожность САМОНОДЕЯННОСТЬ (лицо знало о последствиях, но рассчитывало их избежать), ХАЛАТНОСТЬ (лицо знало о последствиях, хотя и могло их предотвратить)
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет рассматривать действие как правонарушение. Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, которое предполагает наличие субъекта (лица) совершавшее действие и объекта на которого это действие направленно.
Что может являться объектом правонарушения? (человек, государство, имущество, общество)
Субъектом правонарушение может считаться дееспособное лицо. Для того что бы узнать, что такое дееспособность обратимся Гражданскому кодексу.
Слайд№8
Дайте определения понятию – «дееспособность».
Дееспособность – способность распоряжаться правами и нести ответственность. Слайд№8
( запись в тетрадь)
С какого возраста наступает полная дееспособность?
А можно ли считать граждан, не достигших 18 лет, дееспособными? Выясним это, ответив на вопросы.
Какими гражданскими правами вы наделены?
Отличаются ли ваши права от совершеннолетних граждан и почему?
Несете ли ответственность за свои действия, связанные с правами?
Какой вывод можно сделать?
Что помимо полной дееспособности есть ограниченная, которая наступает с 6 лет.
Мы с вами готовы сделать первый вывод после цепочки рассуждений. Какой? Правонарушение это действия, которые совершает дееспособный субъект, несущие общественную опасность, имеющее 4 признака.

Слово предоставляется заместителю начальника МО «Щигровский» Хмелевскому Сергею Владимировичу.
Продолжение.
№3
Зная, это мы можем определить виды правонарушения.
По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды: Слайд№9(запись в тетрадь)
• преступление
• проступок
В чем их отличия, выясним через ситуации.Слайд№10
1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.
2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.
В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?
В чем их отличия? Из этого сравнения можно вывести признаки преступления, обозначим их.
Варианты ответов учеников.
Т.о. преступление отличают от проступка три признака: (запись в тетрадь) Слайд№11
1. Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.
2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.
3. Человек должен быть виновен в содеянном. (запись в тетрадь признаков преступления)
Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Сравним ваши варианты с источниками. Слайд№12
Преступление - по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Проступок - противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем уголовное преступление. ( запись в тетрадь)
На умения отличать проступок и преступления выполните задание. Слайд№13
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2): Грабеж(2), торговля с рук в неустановленных местах(1), кража(2), невыполнение договора(1), неоплаченный проезд в транспорте(1), вымогательство(2), повреждение телефона-автомата(1), мошенничество(2).
Проверка выполнения задания. Учащиеся вывешивают ответы, написанные на ватмане на доску. Правильные ответы указаны на слайде. Обсуждения ошибок. Слайд№14
№4
Итак, мы с вами выяснили, что преступление является наиболее опасным видом право-нарушения. Одним из признаков преступления является признание человека виновным.
Кто определяет, виновен человек или нет?
Виновность человека может быть признана только судом, исходя из состава преступления. Мы переходим рассмотрению 3 пункта плана. Слайд№15
Посмотрите на схему, какие элементы преступления можно выделить? (запись в тетрадь)
В совокупности все эти элементы, поваляют определить степень вины. Поэтому очень важно уметь распознавать эти элементы в жизненной ситуации. На это и будет и направлено следующее задание. Проанализируйте ситуацию и определите состав преступления.
В помощь для определения объективной стороны выдержка из УК РФ. Слайд№16
Работа в группах.
Iгруппа.Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет ПМ, совершили налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту.
IIгруппа. Гражданин И. с 16-летним сыном ехал на автомобили с дачи. По пути домой отцу стало плохо, и он передал управления автомобилем сыну. Но сын не сумел проехать на повороте и с толкнулся с «Волгой». От удара шофер получил телесные повреждения.
IIIгруппа. Выйдя на свободу, Горинов познакомился с группой несовершеннолетних, решив приучить их к романтике жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу к профессору и вынесли драгоценности и телевизор.
IVгруппа. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколь¬ко дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устрой¬ство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.
Обсуждения ответов. Учащиеся вывешивают ответы, написанные на ватмане на доску. Правильные ответы указаны на слайде. Обсуждения ошибок. Слайд№17
Решения ситуативных задач позволило нам понять, элементы преступления и их взаимосвязь.
№5
Мы проделали большую работу в поиске ответов на поставленные вопросы по теме. Вернемся к плану нашего урока. Достигли мы цели? И у нас остался последний вопрос:
«Почему важно знать, что считается правонарушением?». Слайд№18
Дома вы закрепите полученные знания на уроке. Выполняя домашнее задание.
Запишем дом задание п.16 стр.-117-119. В тексте учебника вам приводятся 3тезиса о причинах преступлений в обществе. Докажите или опровергните их. Слайд№19
А теперь приступим к оцениванию нашей работы.

№6.
В течение всего урока вы были активны, правильно анализировали ситуации. Кто давал полные, и развернутые ответы получают 5, кто только принимал участие в работе группы, но не высказывал свою позицию – 4, у всех остальных появляется шанс подготовить качественно домашнее задание и заявить о себе на следующем уроке. А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
Продолжите фразы из рефлексивного экрана на доске: ( если есть время, то письменно)Слайд№20
Эта работа нам позволить выявить проблемы, которые мы разрешим на следующий урок.

сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
мне захотелось...
у меня получилось ...
урок дал мне для жизни...
И завершаю наш разговор английской пословицей, которая на русский перевод звучит следующим образом «Предупреждён, значит, вооружён». Спасибо за работу! Слайд№21