Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Животные-братья наши меньшие»

Изобразительное искусство

 

План-конспект урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Автор УМК: Шпикалова Т.Я.

Тема урока: «Животные-братья наши меньшие»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: образовательная - способствовать формированию представлений об изображении животных в искусстве и декоре; деятельностная- формировать умения выполнять наброски животных по представлению.

Задачи урока:

-формировать навыки в изображении предметов сложной формы от общего к деталям;

-совершенствовать навыки работы с различными графическими и живописными материалами;

-расширять представления детей о развитии анималистического жанра в изобразительном искусстве и скульптуре;

-воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.

Планируемые результаты.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; передают свои наблюдения в рисунке, демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;

Предметные: овладевают умением работать с учебником, овладевают практическими навыками в изобразительной деятельности; понимают значение понятий «скульптура», «художник-анималист», «анималистический жанр» демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;

Метапредметные (УУД):

-регулятивные : умеет ставить учебную задачу; определяет последовательность этапов деятельности; анализирует и оценивает результат своего труда; осуществляет рефлексию собственной деятельности;

-познавательные: общеучебные - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умеет оценивать рисунок по заданным критериям; логические- умеет сравнивать, анализировать работы сверстников;

-коммуникативные: сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознаёт содержание своих действий; излагает своё мнение, выдвигает версии в дискуссии, делает выводы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Методы обучения: словесный, практический (показ приёмов учителем), творческий, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные; здоровье-сберегающие, икт.

Материально-техническое оснащение урока.

Оборудование учителя: проектор, ноутбук, презентация, таблицы, работы обучающихся, учебник «Изобразительное искусство» 5 класс под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

Оборудование для обучающихся: бумага акварельная, акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, карандаши графитные, ластик, баночки для воды, палитры, учебники.

 

                                                                                                               

                                     Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

2. Актуализация знаний.

Учитель организует рабо-ту для определения темы урока. Предлагает отве-тить на вопросы.                    

-Бесконечно разнооб-разный   и красочный окружающий мир привлекал людей с древнейших времён. Человека в природе сопровождали существа, которых он называл своими меньшими братьями.                          - Как вы думаете, кто они? - Вы догадались, какой будет тема сегодняшнего урока? (Слайд 1).                            

-На какие группы можно разделить животных?

Разные эпохи оставили свой след в изображении животных. (Слайд 4, 5). Наскальные рисунки, каноны священных животных Древнего Египта - прекрасные примеры мирового искусства.                             -Приведите примеры изображения животных в русском народном искусстве.(ответы детей) (Слайд 6, 7,8)       Первые изображения животных с натуры появились в эпоху Возрождения , а в 17-19 веках наиболее интересны работы живописца Я.Фейта и скульптора А.Л. Бари.(Слайд 9). Художников, изображаю-щих животных называют анималистами, а жанр-анималистическим. Основателем анималисти-ческой школы в России считается П.К.Клодт. Двадцать лет он работал над скульптурами «Укротители коней» Аничкова моста в Санкт-Петербурге (Слайд10). Изображая животных, художники-анималисты используют графические материалы, как В.А.Серов (Слайд 11), живописные материалы- акварель и гуашь,как в иллюстрациях Е.И.Чарушина(Слайд12). Скульптуры В.А.Ватаги-на, выполненные из дерева и металла, проник-новенно отображают мир животных. (Слайд 13).  

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

- Животные.

-Звери, птицы, рыбы, насекомые.

-Они встречаются в декоре дома, посуде, вышивке, игрушках.

Поиск определений по словарю (Работа с учебником)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

3.Постановка учебной задачи.

Организует беседу выявляющую представле- ния детей о животных. Предметом вашего изображения будет одно из домашних животных. Отгадайте загадку:               - Без расчёски причесался, И умылся без воды,          В кресло мягкое забрался, И запел на все лады?          

Ставит цель урока.

-Вам нужно изобразить набросок кота или кошки, передав общие очертания тела животного, его пропорции и движение.    - А каким бывает характер и настроение у кошки?     - Каких представителей семейства кошачьих вы знаете? (Слайд 14)                              - Выполняя рисунок, надо помнить о том, что художник никогда не работает равнодушно и обязательно передаёт своё отношение к изобра-жаемому.                            - Какие выразительные средства художник использует в работе над рисунком?

Вступают в диалог с учителем.

Отгадывают загадку.              

-Ответы детей: характер - добрый и спокойный, злой, агрессивный; настроение- грустное, весёлое, задумчивое, безобидное, возмущённое.            

-Ответы детей: линия, штрих, тон, цвет, контур.

Регулятивные: понимать и прини-мать учебную задачу. Контролируют правильность ответов одноклассников. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: осуществляют актуализацию жизненного опыта.

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднений).

Организует исследова-тельскую работу в классе.

Предлагает составить поэтапный план выполнения рисунка животного (кошки).

1. Выбор формата листа.    

2. Выбор ракурса (направление туловища, головы).

3. Компоновка общих очертаний с учётом пропорций.                     4.Прорисовка частей туловища и головы.           5. Тональное или цветовое решение рисунка.          

Проводят исследо-вательскую работу, выбирают таблички с этапами работы над рисунком, выставленные на доске.

Регулятивные: планирование деятельности.

Познавательные: логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Физкультми-нутка.

Создаёт условия для эмоциональной и физической разгрузки обучающихся.

Выполняют движения по тексту.

Регулятивные: осуществление контроля своей деятельности. Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью.

6.Первичное закрепление.

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:

-Какие работы художников понравились?

-Какими средствами передают художники своё восхищение животным?

Обучающиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

7.Самостоятель-ная работа (с проверкой по этапам)

Организует деятельность по применению новых знаний.                         Индивидуальная помощь ученикам.

Выполняют наброски. Осуществляют самопроверку.

Регулятивные: контроль учебных действий, действие по плану. Личностные: самоопределение.

Познавательные: осознание познавательной задачи.

8. Домашнее задание.

Объясняет задание.     Вариант 1: выполнить набросок птицы, используя полученные знания.                             Вариант 2: найти информацию о памятниках животным с помощью справочных изданий и поисковых систем Internet.

Слушают учителя, делают записи.

Личностные: положительная мотивация к изучению изобрази-тельного искусства. Регулятивные: действовать по плану, контроли-ровать учебные действия, Познавательные: осознание познава-тельной задачи.

9.Рефлексия. Итоги урока.

Организует рефлексию.

Предлагает оценить работы. Задаёт вопросы.

- Как называю жанр изображения животных и художников в нём работающих?

-Какие изобразительные материалы применяют художники?

-Что нового узнали на уроке?

Закончите фразу:

- Сегодня я выступил в роли…

- Я на уроке научился…

- У меня получилось…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Рассматривают работы, выбирают наиболее выразительные, объясняют свой выбор.

Личностные: осмысление и оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.