Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Сценарный план внеклассного мероприятия по изобразительному искусству в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта»

Изобразительное искусство

 

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5   Автор УМК: Т.Я.Шпикалова

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».

Тип урока: урок декоративного творчества

Цель урока: деятельностная- формировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета; образовательная- формировать представления о народном искусстве, применении орнамента в украшении предметов быта.

Задачи:

- учить язык декоративно-прикладного искусства, дать представление об украшении в жизни людей, его функции в жизни общества;

- развивать творческие способности при выполнении декоративного рисунка с орнаментом, развивать эстетические чувства;

- формировать творческое начало ребёнка.

Планируемые результаты:

- личностные: воспитание чувства самоуважения и взаимоуважения, развитие сотрудничества при обсуждении предметов народного быта, воспитание интереса к декоративному искусству;

- метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера, формирование умений сравнивать и анализировать; развитие самостоятельности;

- предметные: развитие умений работать с изобразительными материалами, овладение практическими умениями и навыками в декоративной деятельности, понимание значения слов «декор», «конструкция».

       Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.   практический.                                                                                                           

  Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Материально-техническое оснащение урока:

- учителя: наглядные пособия, предметы русского быта из школьного музея, фотографии, таблицы, методические пособия и книги по искусству, презентация;

- ученика: краски, альбом, книги по искусству, кисти и др.

Основные понятия, изучаемые на уроке: декор, конструкция предмета.

 

                                    

               Технологическая карта внеклассного мероприятия

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Организа-ционный этап

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

2.Мотивация и актуализация   знаний

Учитель организует работу для определения темы урока. Предлагает ответить на вопросы.                   - Как выглядит мебель, домашняя утварь?                                                       - Чем они не похожи на современные предметы?                                                   - Кто догадался, о чём на уроке пойдёт речь?        

Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

3.Постановка учебной задачи

Учитель активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта (из школьного музея)

- Для кого создавал эти предметы русский человек?

- Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша.

     Весло, например, воспроизводит форму, и движение какой части тела?

Чаша … Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя.

На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не простоих создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал что?  

-Какое главное назначение этих предметов?                                                - А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы?   - Откуда же у русского человека такая тяга к красоте?                                           - У нас возникло затруднение. Кто может его озвучить? Что мы хотим узнать? Каким образом?              

Дети формулируют проблему, ставят перед собой цель и задачу, определив границы знания и незнания, убеждаются в необходимости получения новых знаний.

- Для себя, для своих нужд.

- Руки

- Конструкцию и декор.

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели

4.«Открытие» обучающими-ся нового знания

Представляет   новый материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся. Учитель предлагает рассмотреть, полюбоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.

Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.

Регулятивные: целеполагание,             умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.         Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму.                             Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии

5.Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:

-Какие элементы декора вы рассмотрели?

-Какой смысл, символическое значение они имеют?

-Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками         Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

6.Динамичес-кая пауза

Учитель предлагает отгадать загадку и  

показать как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить.

Изображают движения - имитация ручного труда

Личностные

7.Творческая практическая деятельность

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.

Учащиеся под музыку выполняют творческое задание по группам. Конструируют выразительную форму предметов быта и украшают её в соответствии с традициями народного искусства

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

8.Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

- Сегодня я выступил в роли…

- Я на уроке научился…

- У меня получилось…

- Делать своими   руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что создавать единство конструкции и декора предметов не простая, но творческая и радостная работа,

что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

По группам выходят к доске с готовыми работами. На большом листе бумаги наклеивают работы в единую композицию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                           Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование